Фото Reuters
Как известно, наука требует жертв. Успехами человечества в области биологии и медицины мы обязаны множеству бедных животных, на которых ставились подчас жестокие опыты. Но надо отметить, что для опытов все-таки чаще всего отбирались наиболее распространенные в природе и наименее дорогостоящие (как это ни цинично) особи – крысы или кролики. Действительно, пускать на опыты дойную корову или, допустим, сказочную курицу, несущую золотые яйца, было бы абсурдом. Но у отечественного Минфина, видимо, другое мнение. Ибо это ведомство выбрало для своих налоговых экспериментов (научных ли?) отрасль, которая действительно «дает молоко» и «несет золотые яйца» – нефтегазовый комплекс.
Сверхналоги и сверхдоходы: параллельные вселенные
Сегодня налоговая нагрузка на нефтяную отрасль является самой высокой среди всех секторов российской экономики. По итогам 2022 года ее уровень достиг 78% (доля налогов в финансовом результате, определенная на основании публичных данных ФНС России). А общий уровень изъятий у нефтяных компаний (с учетом роста тарифов на услуги госмонополий и банковской кредитной ставки) составляет свыше 90%.
Другие отрасли чувствуют себя гораздо вольготнее. Так, для предприятий электроэнергетики налоговая нагрузка составляет 42%, горнорудной и металлургической отрасли – 46%, для компаний, предоставляющих услуги связи и интернета, – 48%, сектора добычи алмазов и драгоценных металлов – 49%. И даже у «смежников» дела обстоят явно лучше: у трубопроводной монополии доля налогов от выручки равняется 46%, у газовиков – 69%. А отдельные виды бизнеса, кажется, и вообще почти не интересуют государство с фискальной точки зрения. К примеру, производители минеральных удобрений платят в казну 26% от выручки, угольные компании – 29%, банки и другие финансовые организации – также 29%.
Понятно, что благодаря таким «вольным хлебам» перечисленные отрасли накопили изрядный жирок. По подсчетам экспертов, если довести уровень их налогообложения до показателя нефтяной отрасли (78%), то только за 2022 год они могли бы дополнительно дать бюджету России почти 4 трлн руб. В частности, финансовый сектор обеспечил бы 1,7 трлн руб., предприятия горнорудной, угольной и металлургической отраслей, а также производители минеральных удобрений – суммарно около 1,62 трлн руб., электроэнергетика и трубопроводный комплекс – примерно 500 млрд руб. Еще около 150 млрд руб. могли бы принести предприятия по добыче алмазов и по предоставлению услуг в области связи и интернета.
Конечно, тут можно возразить – правительство уже предприняло шаги по изъятию сверхдоходов из ряда отраслей. Причем эти изъятия как раз не коснулись нефтяного комплекса. Справедливость восстановлена? Отнюдь. Напомним, разовый налог на сверхприбыль, введенный с 2024 года, предполагает дополнительные платежи в бюджет со стороны компаний, средняя величина прибыли которых за 2021-2022 года оказалась выше 1 млрд руб. Для них ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за эти два года над аналогичным показателем за 2018-2019 годы. По расчетам властей, это принесет в казну 300 млрд руб. Однако давайте вспомним вышеприведенную общую сумму недоплаты налогов (по сравнению с нефтяной отраслью) – 4 трлн руб. То есть «жесткая» мера правительства позволяет изъять всего менее 10% от сверхприбылей. А для отдельных отраслей экономики ситуация еще лучше – так, для финансового сектора сумма налога на сверхприбыль оказалась в 60 раз меньше, чем упомянутая «недоплата» (1,7 трлн руб.).
Металлургическое лобби больше всех возмущалось введением налога на сверхприбыль. Но действительно ли металлургия пострадала от этой меры? Напомним, в 2021 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала, что компании отрасли нарушили антимонопольное законодательство путем установления и поддержания высоких цен на горячекатаный плоский прокат. С тех пор ситуация мало изменилась. Иными словами, металлурги продолжают зарабатывать сверхприбыль за счет внутреннего потребителя. И если уж не удается снизить цены для россиян, то надо хотя бы изъять эти сверхприбыли в бюджет (глядишь, в этом случае исчезнут стимулы для подобных действий).
Еще один вопиющий пример – строительная отрасль. Она, в отличие от нефтяной промышленности, не испытывает санкционного давления со стороны недружественных стран. При этом государство тратит колоссальные средства на улучшение жилищных условий россиян. Так, только в рамках льготных программ кредитования в 2023-2025 годы из бюджета предполагается выделить свыше 600 млрд руб. Но возникает ощущение, что бенефициаром этих субсидий являются вовсе не граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а строительные корпорации. Иначе как объяснить, что цены на жилье в России стремительно растут – на 83% с января 2020-го до июня 2023 года, согласно данным «Сбериндекса». В итоге в прошлом году строительный сектор по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) продемонстрировал наибольший прирост среди всех отраслей экономики страны. По данным Росстата, в 2022 году строительный бизнес «заработал» 566 млрд руб., что в 2,3 раза превысило уровень 2021 года. Да, «заработал» в кавычках, поскольку рост в основном был обеспечен госсубсидиями и залезанием в карманы простых граждан. Но если попытаться здесь изъять сверхдоходы, то нетрудно представить, какой шум поднимет строительное лобби…
Впрочем, признаем, что заставлять другие отрасли жить по тем же правилам, что и нефтяники – негуманно, не каждый это выдержит. Тогда, может быть, как минимум перестанем и дальше пытаться усилить фискальный пресс для «нефтянки» и согласимся с тем, что 78% – совсем уже немыслимый предел поборов? А как максимум – все же восстановим элементарную справедливость и начнем искать дополнительные источники пополнения бюджета в других отраслях?
Шрамы от фискальных операций
Нефтяники, кажется, уже давно смирились с ролями «дойной коровы бюджета» или «курицы, несущей золотые яйца». Эти эпитеты даже по-своему почетны и часто используются в отраслевых СМИ. Но беда в том, что одновременно отрасль пытаются превратить (точнее, уже давно превратили) в подопытного кролика.
Судите сами. За последние три года в налоговое законодательство, касающееся нефтегаза, было внесено более 20 изменений. Помимо того, что они усиливают фискальное давление на нефтегазовые компании (НГК), они также создают ситуацию неопределенности. Фактически у компаний отрасли отбирают возможность долгосрочного планирования и реализации масштабных инвестиционных проектов, для которых стабильность налоговой системы – главный залог успеха.
Можно было бы написать целый учебник по этим «научным» (вернее, «антинаучным») фискальным экспериментам. Но возьмем только два последних из них. В стремлении любыми способами пополнить доходную часть бюджета, по инициативе Минфина недавно были в два раза сокращены демпферные выплаты нефтяникам. К чему это привело, мы все прекрасно знаем – в августе и сентябре на отечественном топливном рынке возник настоящий коллапс, цены устремились вверх сначала в опте, а потом и в рознице, а на АЗС отдельных компаний даже исчезло горючее. Благодаря широкому общественному резонансу решение откатили назад. Но Минфин так просто не сдается.
Так, на прошлой неделе финансовое ведомство закатало рукава и приступило к очередному эксперименту – повышению НДПИ на газ с 1 августа и до конца 2026 года. Министерство объяснило это необходимостью «зачисления в бюджет части дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ». При этом скромно умолчали о том, что сама индексация была задумана для… компенсации производителям роста налогового бремени в 2024 году. Подобные опыты, помнится, князь Игорь ставил – по два раза дань собирал. Чем это кончилось, мы помним из трудов Карамзина…
На недавнем семинаре в университете я рассказал студентам об этом кейсе. Один студент поднял руку и спросил: «А они там, в Минфине, вообще – адекватные?». Что тут ответить? Вполне адекватные. Но видимо, не в меру одержимые экспериментаторским духом… И это прекрасно. Но почему все фискальные эксперименты проводятся над нефтяным комплексом? Может, поискать другого подопытного кролика? Например, потренироваться на тех же металлургах, строителях, банкирах? Их тоже жалко, но у них пока меньше шрамов от неудачных операций…
Ведь если «подопытный» в лице нефтегазового комплекса вдруг не выдержит и «умрет под ножом» фискалов, бюджету легче не станет. А такая угроза есть – отрасль уже находится на приделе своих возможностей. Ей приходится одновременно противостоять беспрецедентному внешнему давлению и отбиваться от наскоков Минфина, что мешает подумать о долгосрочном и даже среднесрочном развитии. В такой нервной ситуации трудно давать молоко или нести золотые яйца.
комментарии(0)