0
9560
Газета Я так вижу Интернет-версия

23.10.2023 17:28:00

Налог на налог

Минфин продолжает продвигать изощренные методы фискального давления на нефтегазовые компании

Валерий Андрианов

Об авторе: Валерий Валентинович Андрианов - доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК».

Тэги: минфин, налоги, ндпи, нефтедобыча, бизнес, промышленность


минфин, налоги, ндпи, нефтедобыча, бизнес, промышленность Фото из личного архива автора

Мировая история знает немало примеров придумывания различных изощренных фискальных поборов. Можно в качестве примеров привести налоги на солнце, на татуировки, на барбекю и т.д. Фантазия писателей пошла еще дальше. Вспомним, к примеру налог на дождь, который ввел принц Лимон из сказки Джанни Родари. Но вот до чего долго не могли додуматься ни мытари, ни сочинители – это до налога на… налог. Впрочем, теперь этот досадный пробел устранен благодаря усилиям отечественного Минфина.

Верну все, что «подарил». И даже больше

На днях Государственная Дума РФ поддержала в первом чтении разработанный Минфином законопроект о дополнительном увеличении в период с 1 августа 2024 года и до конца 2026 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. И хотя прошло пока только первое чтение, средства, полученные в результате повышения данного платежа, уже учтены отечественным финансовым ведомством в проекте федерального бюджета, который также внесен в Госдуму.

Введение данной меры обосновывается индексацией тарифов на газ и необходимостью изъять эти «дополнительные доходы». Напомним, с 1 декабря нынешнего года цены на «голубое топливо», добываемое «Газпромом» и поставляемое промышленным предприятиям, повысятся на 10%, с июля 2024 года – на 11,2% (вместо планировавшихся ранее 8%), а в 2025 году – на 8,2% (предполагалось 8%).

Обосновывая увеличение ставки НДПИ, Минфин указал, что это решение «направлено на зачисление в бюджет части дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок».

Но позвольте, о каких доходах идет речь? О тех самых, которые компании и так должны были отдать в казну в виде налогов? Да, именно о них! Бинго! Вот он - настоящий налог на налог! А как еще назвать ситуацию, когда для компании повышают налоги, затем вроде бы создают механизм частичной компенсации роста фискальной нагрузки и сразу же обкладывают этот механизм новым налогом (хоть и не напрямую, а косвенно)?

Куда изначально планировалось направить средства от индексации газовых тарифов? Возможно, неискушенный обыватель мог бы предположить, что эти деньги осядут в карманах газодобывающих компаний. Производители же газа наивно надеялись, что эти финансовые ресурсы пойдут на развитие и модернизацию российской газовой промышленности, находящейся не в идеальном состоянии вследствие беспрецедентного внешнего давления. Официально объявлялось, что эти средства обеспечат компенсацию газовикам «упущенной выгоды» (то есть не улучшат положение в отрасли, но хотя бы не допустят ее ухудшения). В свою очередь, Минфин не скрывал, зачем нужна индексация: «Для формирования у производителей газа доходов, необходимых для покрытия дополнительного роста налоговой нагрузки в 2024 году». Иными словами, компании должны будут отдать эти деньги в казну в виде налогов. Каких именно? Это уже вопрос риторический – налоги на НГК у нас растут постоянно.

Дьявол в деталях

Последствия принятия законопроекта будут губительными не только для производителей газа, но и для обычных потребителей. Фактически Минфин собирается увеличить внутренние цены на газ, разницу от повышения изъять в бюджет, а все политические риски и последствия от неизбежного роста цен – по традиции свалить на производителей газа.

Как всегда, дьявол в деталях. Первая из них заключается в том, что повышение НДПИ планируется осуществить через увеличение так называемого коэффициента ККГ, присутствующего в формуле расчета данного налога. Суть этого коэффициента в том, что он автоматически индексирует НДПИ при росте цен на газ. А Минфин продавливает через Госдуму увеличение данного коэффициента. То есть эта такая своеобразная «индексация индексации». В итоге фискальные сборы вырастут не только в абсолютном, но и в пропорциональном отношении (от размера выручки), что приведет к усилению общей налоговой нагрузки на производителей газа.

Вторая «дьявольская деталь» заключается в том, что по сути законопроект Минфина напрямую нарушает уже действующее законодательство. Дело в том, что вышеупомянутый коэффициент ККГ предлагается сделать разным для разных компаний. Сегодня он для всех равен 134. А на I половину 2024 года для «Газпрома» его предлагают установить в размере 303, для независимых компаний – 555. Во II полугодии, соответственно - 454 и 706. С 1 января 2025 года – 428 и 779. Во II полугодии 2025 года – 448 и 799, а начиная с 1 января 2026 года – 464 и 863.

То есть для независимых производителей коэффициент будет почти в два раза выше, чем для газового монополиста. На заседании Комитета Госдумы по налогам и сборам, прошедшем накануне голосования, замглавы Минфина Алексей Сазанов, говоря об объеме изъятий в результате принятия законопроекта, упоминал только о «Газпроме». Однако он почему-то умолчал об общей сумме изъятий и неизбежном росте цен. И здесь надо отметить, что установление разных ставок НДПИ для производителей одного товара – это прямое нарушение антимонопольного законодательства России. По сути, Минфин подставил депутатов, убедив их проголосовать за меру, противоречащую закону.

Кстати, «Газпром» и без того уже находится в привилегированным положении, так как является единоличным владельцем трубы и может завышать тарифы на транспортировку и хранение газа для независимых компаний. А приоритетный доступ к экспортным рынкам позволяет газовому монополисту нивелировать повышение ставок НДПИ.

Остановить маховик инфляции

Впрочем, дело тут не только в справедливости, но и в реальных экономических последствиях. В случае принятия законопроекта независимые производители газа будут нести серьезные потери, добыча для них станет убыточной. Кстати, это косвенно признает и сам Минфин. На заседании думского комитета Сазанов сообщил, что повышение коэффициента ККГ позволит изъять у «Газпрома» более 90 % поступлений от индексации. А поскольку у независимых коэффициент в два раза выше, то логично предположить, что у них изымут все 180%. То есть отберут почти в два раза больше, чем дадут.

Конечно, у независимых вроде бы есть выход – они, в отличие от «Газпрома», могут повысить цены на газ для потребителей. Но пресловутый увеличенный коэффициент ККГ будет автоматически переводить сумму этого повышения в ставку НДПИ. В результате это не решит проблем компаний, а лишь еще более раскрутит маховик инфляции. Соответственно, повысится стоимость практически всех товаров, поскольку трудно найти такую отрасль, где бы не использовалось «голубое топливо». А значит, за новую инициативу Минфина будет расплачиваться рядовой потребитель из своего кармана.

Стоит также упомянуть и еще об одном казусе. Индексация цен на газ не касается его поставок на предприятия электроэнергетики. А вот повышенный НДПИ будет взыматься со всего объема газа, независимо от того, куда он направлен – на ТЭС или на промышленное предприятие. А значит, возникает механизм перекрестного субсидирования энергетиков за счет газовщиков. Но потянут ли последние такую ношу? Снабжение генерирующих предприятий станет для них экономически неэффективным, и они будут стараться всячески его сократить.

Одним словом, нам грозит разбалансировка рынка, которая, в свою очередь, спровоцирует возникновение искусственного дефицита газа для социально значимых отраслей. Бюджет от этих сомнительных манипуляций, конечно, пополнится, но ненадолго. А в долгосрочной перспективе промышленный рост страны в очередной раз затормозится.

На этом фоне уже мелочью выглядит то обстоятельство, что администрирование сбора нового повышенного НДПИ будет, мягко говоря, непростым. Ведь наличие разных ставок усложняет контроль за ценой реализации «голубого топлива» конечному потребителю. Напомним, что владелец системы газопроводов у нас в стране один, а вот заполняют ее разные компании.

Минфин сыт, газовый комплекс цел

По сути, Минфин прыгает на те же грабли, которые в этом году ударили не столько по самому ведомству, сколько по всему населению страны. Вспомним, к чему привело сокращение в два раза демпферных выплат для нефтепереработки – то есть тех платежей, которые компенсировали потери отрасли от роста экспортных цен. Этот «эксперимент» закончился чудовищным скачком топливных цен на внутреннем рынке. Вмешиваться в ситуацию пришлось и президенту, и премьеру.

Конечно, никто не спорит с тем, что необходимо в нынешнее непростое время пополнять казну государства. Но было бы замечательно, если бы это происходило не только за счет нефтегазового комплекса, фискальная нагрузка для которого и так значительно выше, чем для других отраслей. А если уж повышается нагрузка на НГК, то пусть при этом хотя бы обеспечивается элементарная справедливость. Как же ее добиться применительно к рассмотренному нами кейсу?

Представляется, что, во-первых, стоило бы провести индексацию оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения. Это позволило бы избежать упомянутого выше перекрестного субсидирования и сделать поставки на объекты электрогенерации хотя бы минимально выгодными для газовых компаний.

Во-вторых, следует выровнять величину дополнительного роста налоговой нагрузки с суммой поступающих доходов от повышения оптовых цен на газ. То есть банально убрать тот самый пресловутый «налог на налог» и придерживаться принципа «что государство дало – то и забрало». Пусть хоть так.

Наконец, надо выровнять рост НДПИ на газ для всех производителей. Этого просто-напросто требует уже действующий закон.

Думается, соблюдения этих условий было бы достаточно для того, чтобы и Минфин был сыт, а газовый комплекс цел.


Читайте также


Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
3707
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
4134
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2650
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
3979

Другие новости