0
7565
Газета Я так вижу Интернет-версия

20.10.2023 11:02:00

Ворота в великой стене

КНР может и должна стать привилегированным экономическим партнером России

Валерий Андрианов

Об авторе: Валерий Валентинович Андрианов - доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра “ИнфоТЭК”.


Фото из личного архива Валерия Андрианова

Существует расхожее (правда, не совсем верное) мнение о том, что единственным рукотворным объектом, который видно из космоса, является Великая китайская стена. Это одновременно и прекрасно, и печально. Прекрасно потому, что это символ безграничных человеческих возможностей, пример того, какие гигантские проекты можно реализовывать совместными усилиями. А печально потому, что много веков назад стена не объединяла, а разъединяла народы, защищая Китайскую империю от угрозы с севера. Однако после того как северным соседом Поднебесной стала Россия, это гигантское сооружение утратило свою военно-стратегическую значимость. Но осталась традиционная черта китайского менталитета – большая осторожность при выборе друзей и партнеров, тех – кого можно «пустить за стену» или к кому выйти за ее приделы. И сегодня вороты в Великой китайской стене открываются именно для России. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует энергетическое сотрудничество Москвы и Пекина.

От окна – к стене

В свою очередь, наша страна на протяжении веков не строила стену, а рубила окна. В Европу. Но многовековой искренний порыв российского народа остался, мягко говоря, не оценен на Западе. Мы не раз сталкивались с тем, что в прорубленные окна нам, что называется, показывали фигу, а то и пытались пролезть в них с агрессивными целями (например, в 1812 и 1941 годах).
Очередной сюжет из этой серии мы видим сегодня. Россия вновь оказалась не услышана Западом, более того – окна были захлопнуты для нас с внешней стороны: Евросоюз ввел эмбарго на импорт российских нефти и нефтепродуктов, а поставки газа в ЕС были резко сокращены в результате диверсий на «Северных потоках».
Поэтому неудивительно, что теперь Россия вместо прорубания окон устремилась в «ворота в китайской стене». Безусловно, разворот на Восток начался не вчера, наша страна на протяжении уже как минимум полутора десятилетий развивает партнерские отношения с Китаем и другими странами АТР. В частности, были сооружены и пущены в эксплуатацию трубопроводы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и «Сила Сибири». Но именно за последние пять лет произошел прорыв и были открыты новые перспективные возможности для взаимодействия Москвы и Пекина.
Данную мысль очень емко выразил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, выступая с докладом в рамках V Российско-Китайского энергетического бизнес-форум (РКЭБФ), которых проходит сейчас в Пекине. «Считаю, что новой вехой сотрудничества наших стран могут стать прямые инвестиции в энергетику и смежные отрасли экономики как привилегия для наших китайских партнеров, для которых в текущих условиях открываются новые возможности», – заявил Игорь Сечин.
Как справедливо подчеркнул глава ведущей отечественной нефтегазовой компании, Россия нацелена на укрепление и углубление сотрудничества с китайской стороной по всей цепочке создания добавленной стоимости в энергетике и смежных областях, включая технологии, поставки оборудования и финансирование проектов. «Убежден, что потенциал нашего сотрудничества огромен, и мы находимся только в начале пути его реализации», – добавил Сечин.

Особые привилегии

Пожалуй, в данном контексте слово «привилегия» – наиболее точное и емкое. Как гласит словарь русского языка, привилегия – это «исключительное право, предоставляемое кому-нибудь в отличие от других». И прекрасно понятно, кто сегодня выступает в роли этих самых «других». Западный бизнес, в свое время пришедший в Россию, себя полностью дискредитировал. Одни компании покорно подчинились окрикам из Вашингтона и безропотно ушли с перспективного российского рынка. Другие, как британская ВР, уже долго пытаются вести двойную игру, заявляя о своем «страстном желании» прекратить работу в нашей стране, но при этом всячески затягивают время и не предпринимают никаких действий для реализации своих угроз (оно и понятно – прибыли ведь важнее, чем политика). Поэтому вполне логично, что сегодня и окна, и двери нашей страны должны быть открыты для тех партнеров, кто доказал свою верность в трудную минуту, не присоединился к глупой травле России, а протянул ей руку для крепкого рукопожатия. И тут речь идет в первую очередь о Пекине.
Результаты развития российско-китайского сотрудничества за последние полтора года ощутимы и зримы. Прежде всего это касается топливно-энергетического комплекса. Как отметил Игорь Сечин, по итогам восьми месяцев 2023 года Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию. В 2023 году в КНР уже поставлено более 75 млн тонн российской нефти, что на 25% больше, чем в прошлом.
Но, конечно, только лишь поставками энергоресурсов партнерство ограничиваться не должно. И тут впору вспомнить еще одно значение слова «привилегия». В 1719 году Петр I подписал указ о так называемых берг-привелегиях, то есть о поощрении развития горного дела посредством предоставления промышленникам соответствующих прав от государства. Иными словами, Россия пригласила предпринимателей, в том числе и иностранных, принять активное участие в освоении ее громадного ресурсного потенциала и взамен пообещала им всяческую помощь и поддержку. Правда, три века назад ожидалось, что «привилегиями» воспользуются западные бизнесмены, готовые к честному и равноправному сотрудничеству с российским государством. В это же заблуждение мы впали и в период рыночных реформ конца XX – начал XXI века. Сегодня же необходимо четко расставить акценты и определить, кому действительно стоит предоставлять «привилегии», то есть доступ к российским недрам.
Китайские компании, наработавшие огромный опыт в процессе реализации нефтегазовых и энергетических проектов практически по всему миру, могли бы найти более масштабное приложение своим инвестициям и компетенциям в России, стать участниками действующих и новых нефтегазовых проектов. Сегодня также актуально тема взаимодействия в области ВИЭ, электромобилей и водородных технологий. КНР является безусловным мировым лидером по внедрению мощностей ВИЭ и по выпуску электромобилей и поэтому, думается, обеим сторонам была бы интересна реализация совместных проектов в данных сферах.
Иными словами, пора максимально широко открывать двери со всех сторон – и со стороны России и со стороны «китайской стены». Достигнутый уровень стратегического партнерства двух стран уже позволяет не просто строить взаимоотношения «на общих основаниях», а действительно думать о «привилегиях», особых условиях сотрудничества. И можно надеяться, что Поднебесная, в отличие от Запада, достаточно мудра, чтобы оценить этот недвусмысленный сигнал, исходящий от России.


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1283
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
814
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1551
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1502

Другие новости