0
5758
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.10.2023 15:27:00

«Газовый трюк» Минфина опасен для экономики

Эксперт Леонид Крутаков проанализировал, к чему может привести повышение налога на добычу полезных ископаемых

Тэги: минфин, инфляция, гиперинфляция, финансы, кризис, газ, тарифы


минфин, инфляция, гиперинфляция, финансы, кризис, газ, тарифы На фото Леонид Крутаков. Фото из личного архива

Принимаемые Минфином РФ меры способны завести страну в петлю гиперинфляции, пишет доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков в своей колонке в газете «Ведомости». По его мнению, после снижения топливного демпфера, которое привело к разбалансировке рынка, ведомство берется за производителей газа и это может быть крайне опасно.

Как напоминает Леонид Крутаков, Государственная дума поддержала в первом чтении законопроект Минфина о дополнительном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ с 1 августа 2024 года до конца 2026 года в связи с индексацией тарифов на газ. Эксперт отмечает, что рост газового НДПИ Минфин уже вписал в доходную часть федерального бюджета, проект которого также внесли в парламент. Поскольку последствия принятия законопроекта будут губительными для производителей газа,

Крутаков обращает внимание на логику Минфина, отмечая, что в пояснительной записке к законопроекту сказано: «Увеличение ставки НДПИ на газ на коэффициент ККГ (который характеризуется изъятием дополнительной выручки компаний от индексации внутреннего рынка газа. – «НГ») направлено на зачисление в бюджет части дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок».

«Особое внимание здесь надо обратить на то, что Минфин чудесным образом индексацию тарифов правительством «превращает» якобы в «дополнительные доходы» поставщиков газа, – пишет эксперт. – В реальности при повышении НДПИ речь идет не о дополнительных доходах, а об упущенной выгоде производителей газа. Именно в этом – в компенсации упущенной выгоды – состояла первичная идея индексации тарифов».

Отметим, что увеличение оптовых цен на газ для промышленности заложено как плановое действие в прогнозе социально-экономического развития страны. С 1 декабря 2023 года цены будут индексированы на 10%, с июля 2024 года – на 11,2% (вместо планируемых 8%), а в 2025 году – на 8,2% (планировалось 8%). Официальным обоснованием плановой индексации стало формирование «у производителей газа доходов, необходимых для покрытия дополнительного роста налоговой нагрузки в 2024 году».

Эксперт пытается объяснить, что это значит. «Получается, изначально индексация газовых цен планировалась, чтобы компенсировать убытки производителей газа от роста налоговой нагрузки. А теперь Минфин планирует дополнительно увеличить нагрузку и изъять больше, чем дает индексация», – считает Крутаков.

По его словам, получится, что рост тарифов будет изъят в бюджет через повышение НДПИ. «То есть, де-факто увеличатся внутренние цены на газ, разница от повышения поступит в бюджет, а все политические риски и последствия от неизбежного роста цен будут нести «беспринципные и жадные» газовые олигархи. Очень удобная получается конструкция: «дань» собирается с газодобытчиков, а не напрямую с потребителей. И винить при этом потребители будут не министров, а промышленность. Чего тут скажешь? Во-первых, это красиво…», – отмечает доцент Финансового университета при правительстве России.

Он также поясняет смысл и суть коэффициента ККГ, введенного в формулу формирования газового НДПИ с января 2023 года.

«ККГ нужен для того, чтобы при росте цен на газ НДПИ индексировался автоматически, согласно арифметической формуле, – пишет эксперт в своей колонке. – Увеличение коэффициента, которое проводит через Госдуму Минфин, ведет не просто к изъятию определенных излишков, а к росту пропорции изъятия. Он ведет к росту общей налоговой нагрузки на производителей газа. При этом для независимых производителей коэффициент хотят сделать в 2 раз выше, чем для «Газпрома».

В частности, по данным Крутакова, для «Газпрома» в I половине 2024 года коэффициент установлен в размере 303, для независимых производителей он составит 555. Во II полугодии 2024 года соответственно – 454 и 706. С 1 января 2025 года коэффициент будет составлять 428 и 779, а во II полугодии 2025 года – 448 и 799. А с 1 января 2026 года уже 464 и 863. Отметим, что сейчас коэффициент ККГ в ставке НДПИ составляет 134.

Крутаков обращает внимание на два обстоятельства: во-первых, установление разных ставок НДПИ для производителей одного товара является прямым нарушением антимонопольного законодательства РФ. Во-вторых, разные ставки усложняют или делают по сути невозможным контроль за ценой реализации газа конечному потребителю – ведь «труба» в стране одна, владелец один, а поставщики различаются.

Таким образом, получается, что Минфин повышает налоговую нагрузку на газовую отрасль с диспаритетным ее переносом на независимых производителей газа. По словам Крутакова, на заседании комитета Госдумы по налогам и сборам, состоявшемся накануне голосования, заместитель главы Минфина Алексей Сазанов обращал внимание как раз на изъятиях у «Газпрома» (повышение коэффициента ККГ позволит забрать у монополии более 90% поступлений от индексации). Но он обошел стороной общий объем изъятий с учетом независимых производителей, а также рост цен, который неизбежен.

Эксперт считает, что «Газпром» как единоличный владелец «трубы», сейчас и без того работает в привилегированном положении за счет завышенных для независимых компаний тарифов на транспортировку и хранение газа, а приоритетный доступ к экспортным рынкам позволяет газовому гиганту не заметить повышение ставок НДПИ.

А вот у независимых производителей ситуация иная – если законопроект будет принят, они понесут серьезные потери, а процесс добычи и вовсе окажется убыточным.

По мнению Крутакова, руководители газодобывающих компаний, которые сформировали бюджеты и инвестиционные программы развития, а также взяли кредиты, после лишения индексаций просто пропорционально поднимут цены на свою продукцию. «Но увеличенный коэффициент ККГ срезает значительно больше этого объема для независимых производителей газа. Замыкается порочный круг инфляционного разгона экономики», - считает Крутаков. Он обращает внимание, что энергозатраты сопровождают весь процесс производства новой стоимости товаров, а в случае принятия инициативы Минфина итоговая нагрузка на карман потребителя не просто будет удвоена, а многократно мультиплицирована.

Также эксперт опасается, что повышение НДПИ сделает поставки газа на предприятия электроэнергетики и ЖКХ неэффективными, так как они выведены из-под действия новшества Минфина. Подобная мера создаст механизм перекрестного субсидирования энергетиков за счет газовщиков, а разбалансировка рынка может спровоцировать возникновение искусственного дефицита газа для социально значимых отраслей.

Крутаков задается вопросами – с какой целью Министерство финансов затеяло эту комбинацию и какие задачи решаются с помощью создания петли инфляционного разгона? «Выступая на заседании думского комитета, Сазанов заверил парламентариев, что все вновь изымаемые (у потребителей) средства пойдут «абсолютно умышленно целевым образом на определенные нужды». Правда, когда заместителя министра попросили назвать конкретные нужды, он сделать это отказался, сославшись на открытый формат слушаний», – констатирует эксперт.

Он напомнил, что Минфин уже делал «подобный трюк», когда снизил демпферные выплаты нефтяным компаниям, компенсировавшие их потери от роста экспортных цен. Тот опыт завершился существенным скачком топливных цен на внутреннем рынке, причем таким, что в ситуацию вмешивались и президент Владимир Путин, и премьеру Михаил Мишустин. Крутаков считает, что нечто подобное Минфин видимо, может устроить и с внутренними ценами на газ, повышение которых будет оплачено как производителями газа, так и его потребителями. «Бюджет от этих сомнительных манипуляций, конечно, пополнится, но краткосрочно. В долгосрочной перспективе промышленный рост страны (рост налоговых поступлений) в очередной раз затормозится», – уверен доцент Финансового университета при правительстве России.


Читайте также


Будущее Германии видят без «Зеленых»

Будущее Германии видят без «Зеленых»

Олег Никифоров

Немецкие политики предлагают варианты выхода из кризиса

0
8832
В Южной Корее второй за месяц глава государства рискует лишиться власти

В Южной Корее второй за месяц глава государства рискует лишиться власти

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Два импичмента подряд испытывают политическую систему страны на прочность

0
7632
Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Анастасия Башкатова

При инфляции около 10% некоторые продукты подорожали на 50–100%

0
7370
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
8950

Другие новости