Ребята после 9-го класса идут в колледжи, чтобы к 18 годам иметь уже и среднее образование, и специальность. Фото агентства «Москва»
Зачем мне высшее образование? И что оно мне в жизни принесет? Такие неудобные вопросы школьники задают и родителям, и учителям. Откуда взялась эта идиосинкразия к высшему образованию? Я буду рассуждать о причинах этого явления, но совсем без цифр никак не обойтись.
Как математик, я понимаю, что одни и те же статистические данные можно толковать по-разному. Можно говорить, например, что число стобалльников на ЕГЭ выросло. И это хороший результат. А можно говорить, что средний балл не растет из года в год. И это не очень хороший результат.
Перейдем к цифрам. Ручаться за них я не могу. Но различные официальные и неофициальные источники приводят похожие данные, поэтому я их взял за основу для своего анализа.
Сначала исторический разрез. Согласно статистике, до 2000 года в России было около 4 млн студентов, в 2000–2010 годах их уже 7 млн, а сейчас численность получающих высшее образование вернулась к 4 млн.
Причина этого феномена довольно простая. В 90-е было создано большое количество частных вузов (в народе их зачастую называли «помойками»), которые обучали население наиболее популярным профессиям – экономиста, юриста, менеджера. После чистки их рядов сократилось и количество таких вузов, и число студентов.
Но вот те, кто окончил «помойки», никуда не делись. Об этом говорят такие цифры, как доля работников с высшим образованием, которая составляет сегодня 35%, или 25 млн человек. При этом доля работников с высшим образованием до 35 лет гораздо скромнее и составляет всего около 25%. Заметим, статистика не учитывает, что люди с высшим образованием часто трудятся не по специальности и на рабочих должностях. И это тоже – издержки обучения в «помойках»: диплом есть, а знаний нет.
Перейдем к текущему моменту. Здесь статистика достаточно точная. Итак, ЕГЭ в России сдавали соответственно в 2021 году 680 тыс. учеников, в 2022 году уже 647 тыс. и в 2023-м всего 623 тыс. (Я исходил из числа сдающих русский язык, который обязаны сдавать все выпускники.) Получается, что число выпускников только за два года сократилось на 8%. С учетом того, что многие школьники уходят после 9-го класса в колледжи (знаю не один реальный пример, когда из двух 9-х классов делали один 10-й), можно утверждать, что тенденция искать альтернативу высшему образованию действительно усиливается.
Еще грустнее дело обстоит с профильной математикой, без которой закрыт путь в инженеры и физики, в химики и программисты. Здесь ситуация выглядит так: профиль в 2021-м сдавали 393 тыс. учеников, в 2022-м уже 302 тыс. и в 2023 году всего 283 тыс. Таким образом, число сдающих профиль за два года сократилось на 27%, а это реально очень много.
Итак, цифры мы посмотрели. Перейдем теперь к причинам. Я их вижу три.
Первая причина – это семья. Не секрет, что в небогатых семьях лишних денег не бывает. Поэтому «кормить» четыре года студента не все могут себе позволить. Вот и идут ребята после 9-го класса в колледжи, чтобы к 18 годам иметь уже и среднее образование, и специальность. При этом мало кто из них хочет в дальнейшем получать высшее образование.
Есть еще одна «семейная» причина. Ребенок видит, что папа или мама с высшим образованием работают не по специальности. Таких примеров без малого миллион. И вот ребенок думает: если родителям образование ничего не дало, то и мне оно ни к чему.
Вторая важная причина – это возможность альтернативного заработка у молодежи. Тенденцию популярности профессий грузчика, разносчика пиццы, официанта, сборщика заказов, обслуги в фастфудах можно наблюдать повсеместно. Причем я заметил, что молодые славяне постепенно вытесняют из этих сфер деятельности гостей из Средней Азии. Вот из окна моего дома видна популярная пиццерия, доставкой из которой занимаются исключительно славяне. Среди них есть и женщины. Такая же ситуация складывается постепенно и в такси.
Кто-то думает, что эти профессии дают небольшой доход. Но это не совсем так. Не люблю приводить средние значения, но придется. Вроде бы средняя зарплата находится в диапазоне 50–80 тыс. руб. (по данным различных источников), а вот медианная, по данным Росстата, составляет всего 40 тыс.
Так вот: реальные доходы курьеров и официантов выше этой медианы, а доходы таксистов могут превышать медиану вдвое. И никакого высшего образования не надо.
Третья, последняя причина кроется в качестве и стиле обучения в вузах. Еще жива старая профессура, которая учит по советским лекалам и требует от студентов, как это было в СССР. Я лично знаю с десяток профессоров, которым уже за 80. И не все они педагоги с большой буквы или ученые с мировым именем. Просто приросли к должности и отодрать их от нее нереально, так как в руководстве их ученики, которые многим им обязаны.
Другая беда – дистанционное обучение. Пандемия ковида сыграла свою роль, но дистант прочно внедрился в образование и активно используется по сей день. Я не уверен, что всем нравится «светлый образ» преподавателя в мониторе вместо живого человека. Да и сдача экзаменов в режиме онлайн – это скорее лотерея, нежели проверка знаний.
Что в итоге? Полагаю, что достаточно полно осветил проблему высшей школы. Для ее решения нужно сильно постараться. И стараться должны не 80-летние деды, а реальные управленцы и работники – от ректора до последнего ассистента. Иначе со временем потенциальные абитуриенты могут и вообще в вуз не прийти.