0
6179
Газета Я так вижу Печатная версия

16.10.2023 19:58:00

Фирменная марка Си Цзиньпина

Вопрос о том, является ли Россия формальным участником "Пояса и пути", не имеет принципиального значения

Сергей Цыплаков

Об авторе: Сергей Сергеевич Цыплаков – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук.

Тэги: китай, государственная стратегия, экономика, пояс и путь, пекин, форум, шелковый путь


китай, государственная стратегия, экономика, пояс и путь, пекин, форум, шелковый путь Фото Reuters

В Пекине 17–18 октября пройдет 3-й форум Шелкового пути. Ожидается, что Си Цзиньпин примет личное участие в церемонии его открытия и выступит 18 октября с программной речью. Со времени предыдущего форума минуло более четырех лет, за которые как в самом Китае, так и в мире изменилось многое, причем не в лучшую сторону.

Международная ситуация стала более непредсказуемой. Геополитическая напряженность нарастает, соперничество двух главных держав современного мира – США и Китая – становится все более острым, число «горячих» региональных конфликтов увеличивается. Мировая экономика и международная торговля до сих пор не смогли оправиться от разрушительного удара пандемии, в них усиливаются тенденции к деглобализации и региональной фрагментации.

Сама китайская экономика находится отнюдь не в лучшей форме. Она испытывает сильное давление нисходящего тренда, обусловленного слабой базой внутреннего потребления, сокращением внешнего спроса, уменьшением активности частного капитала и иностранных инвесторов. Темпы экономического роста в Китае замедляются.

Понятно, что предстоящий форум сам по себе задумывался как преимущественно имиджевое мероприятие, которое призвано продемонстрировать возрастающие роль, авторитет и влияние Китая в мире, подтвердить международное признание активно продвигаемых Си концепций «сообщества единой судьбы человечества», «модернизации китайского типа» и других глобальных инициатив. Вместе с тем, вне сомнений, существует объективная необходимость расставить вехи дальнейшего продвижения инициативы «Пояса и пути» в новых мировых реалиях. Последнее для Китая и Си Цзиньпина лично является весьма важным вопросом.

«Пояс и путь» уже давно получил статус долгосрочной государственной стратегии, упоминание о ней внесено в Конституцию страны, а ее важность неизменно подчеркивается в резолюциях съездов КПК и в других важнейших партийно-государственных документах. Для Си же инициатива «Пояса и пути» стала своего рода фирменной маркой, так что успехи или неудачи в ее реализации неразрывно связываются с его именем.

За 10 лет, прошедшие со времени выдвижения и развития инициативы, как представляется, можно выделить три основных этапа. Первый (2013–2019 годы) условно можно охарактеризовать как этап «бури и натиска». В этот период инициатива громко заявила о себе и активно развивалась вширь. К участию в ней привлекалось все большее число стран, началась реализация ряда крупных зарубежных инфраструктурных проектов, быстро шел процесс создания основ финансовой инфраструктуры, в том числе таких многосторонних институтов, как Новый банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, а также специализированных китайских финансовых институтов, главным из которых стал Фонд Шелкового пути.

На втором этапе (2020–2022 годы) ход реализации «Пояса и пути» подвергся сильнейшему удару пандемии коронавируса. Хотя инициатива и не была им нокаутирована, темпы ее продвижения замедлились. В эти же годы произошла дальнейшая эскалация напряженности в отношениях между Китаем и странами Запада, которая помимо всего прочего привела к чрезмерной политизации «Пояса и пути». Одновременно китайское руководство пересмотрело многие подходы к стратегии развития собственной страны, сделав упор на так называемую внутреннюю циркуляцию, то есть опору преимущественно на внутренний рынок, на обеспечение безопасности во всех сферах, на достижение прорыва в сфере науки и техники при опоре на собственные силы. Все это породило сомнения относительно реальной, а не просто декларативной приверженности Китая инициированной в эпоху Дэн Сяопина политики открытости внешнему миру.

Третий этап, за отправную точку которого можно взять отмену режима нулевой терпимости к ковиду в конце прошлого года, если использовать принятую в Китае терминологию, можно назвать попыткой перевести «Пояс и путь» на рельсы «высококачественного развития». Именно такое развитие скорее всего станет лейтмотивом речи Си на форуме. В основу этого подхода, как видится, будут положены принципы всесторонности и сбалансированности. Акцент на развитие инфраструктуры останется, но он будет звучать не столь сильно, как на первом этапе. Во всяком случае Китай постарается уйти от практики осуществления инфраструктурных мегапроектов, зато больше внимания будет уделяться продвижению зеленого развития, цифровой экономики, электронной коммерции, а также развитию социальных и гуманитарных аспектов, что могло бы помочь улучшению имиджа Китая, который подвергается все более ожесточенным атакам западных СМИ.

Что касается организационных форм инициативы, то здесь больших изменений ожидать не стоит. Она сохранит сложившийся формат платформы сотрудничества. Это могут быть чисто двусторонние форматы, либо форматы «Китай плюс», либо сотрудничество по конкретным проектам нескольких стран.

При таком подходе вопрос о том, является ли или не является Россия формальным участником «Пояса и пути», в общем, не имеет принципиального значения. Наиболее вероятным форматом сотрудничества с Россией останется двусторонний, а приоритетными направлениями будут энергетика, сельское хозяйство, модернизация приграничной инфраструктуры, перевозки по Северному морскому пути. Продолжатся попытки наладить сопряжение между «Поясом и путем» и ЕАЭС. Здесь ключевой темой является заключение соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС–Китай. Китайская сторона давно выступает за это, но у ЕАЭС пока не хватает решимости. 


Читайте также


Куда катится мировой автопром

Куда катится мировой автопром

Михаил Аким

Производство электромобилей дешевеет вслед за распространением необходимых технологий

0
472
Азия наращивает потребление газа

Азия наращивает потребление газа

Сергей Правосудов

К 2050 году спрос на СПГ в восточных и юго-восточных регионах приблизится к 350 млн т

0
1533
Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
3721
Нового президента США ждут в Китае

Нового президента США ждут в Китае

Геннадий Петров

Вскоре после инаугурации Трамп может отправиться в Пекин

0
2010

Другие новости