На улицах и площадях идет волонтерский сбор вещей и продуктов для солдат Армии обороны Израиля. Фото автора
Минувшей ночью все жители Израиля легли спать с тяжкими мыслями о бытовых заботах. Вечером пресс-представительство Службы тыла объявило о необходимости собрать трехдневный запас продуктов и воды. СМИ начали распространять известия, что покупатели штурмуют супермаркеты, а полки стремительно пустеют. Впрочем, уже утром во вторник эту тревожную информацию дезавуировали.
Идя по улице, я услышал разговор молоденькой девушки, которая кому-то рассказывала по телефону, что она только что видела в магазине тушенку по цене 150 шекелей за банку. В пересчете это где-то три тысячи рублей. Впрочем, мне за весь этот вторник не удалось увидеть подобных маркетинговых рекордов.
А день выдался тематический. Рано утром я отправился в ближайший универсальный магазин. Здесь не было ни души. У входа стояли огромные упаковки с питьевой водой, чтобы можно было легко подхватить и на тележках довезти до автомобиля. Полки поредели с вечера, но не слишком впечатляюще. Накануне здесь ходили солдаты с близлежащей военной базы и бросали в большие пластиковые мешки все, что им казалось привлекательным или питательным: орешки, чипсы, крекеры.
Затем я отправился еще в несколько больших магазинов, где обычно отовариваются местные жители. Здесь картина была той же. Бросалось в глаза, что самые заметные бреши зияли на полках с гигиеническими принадлежностями. На выходе из каждого супермаркета теперь стоят стойки, за которыми волонтеры принимают подарки граждан для солдат. Сюда приносят носки, нижнее белье и все те же предметы гигиены. Многие задаются вопросом, почему понадобилась такая широкая поддержка граждан, ведь им приходится покупать даже белье военного образца, которая, надо сказать, продается в Израиле даже не в каждом военторге, а в обычных универмагах наряду с гражданскими вещами. Есть версия, что мобилизация трехсот тысяч резервистов за 48 часов стала настолько масштабным и уникальным мероприятием, что наладить снабжение второстепенными по сравнению с вооружением вещами стала непосильной задачей для командования. Возможно, широкая волонтерская кампания помощи армии служит психологическим задачам сплочения народа и снятия напряжения, которое держится четвертый день подряд из-за ужаса и гнева после той массовой бойни мирного населения, которую устроили террористы «Хамаса» в субботу.
Самую интересную картину я наблюдал в крупном супермаркете, который принадлежит арабам и расположен в старой части Хайфы, где в колоритной средиземноморской застройке обитают местные мусульмане и христиане. Этот магазин славится невысокими ценами и тем, что работает по субботам. В отличие от сетей, которые принято считать «русскими», и они тоже торгуют в шаббат, этот супермаркет еще и отличается широким ассортиментом. Все-таки «русские» магазины специализируются на всяческих изделиях из свинины, украинской горилке и маринованных груздях в стеклянной таре.
Арабские кварталы смешанных городов стараются жить обычной жизнью. Фото автора |
В мясном отделе, где традиционно работают суровые мужчины из стран СНГ, мне посоветовали не брать меньше трех килограммов куриных голеней. «Вы же видите: всё метут!» - мрачно отметил один. А второй злорадно добавил по поводу отмены скидок: «Сегодня никаких бонусов».
С пакетами, из которых сочилась куриная кровь, я начал спускаться по старым улицам к порту. На одной из самых известных, под названием Вади Ниснас, где обычно много туристов, ищущих восточную экзотику, в этот раз было пустовато. Мне было интересно поглядеть на галерею национального палестинского искусства, но двери заведения, обычно широко распахнутые, были плотно затворены. Впрочем, на улице шла торговля, хотя и не очень бойкая. Сновали люди, говорящие по-арабски, и по их лицам и поведению было трудно понять, что они думают о происходящем за полторы сотни километров от нас на юге. Сравнивал я с напряженными лицами людей в других кварталах Хайфы, особенно русскоязычными, которые в эти дни почти ничего не обсуждают, кроме как войну с «Хамасом».
Но население в городе так перемешано, что говорить о каких-то значимых и обособленных анклавах не приходится. Иногда даже просто невозможно отличить коренных израильтян от израильских арабов. Все работают и иногда живут бок о бок. Поэтому сложно себе представить, что будет, если в этом городе начнутся межнациональные столкновения.
Хайфа