Фото из личного архива автора
Как писал Марк Твен, есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. Минфин в очередной раз рассказал, как он спасает Россию, однако забыл упомянуть, за чей счет все это происходит. Вчера пресс-служба ведомства сообщила, что выплаты нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен на топливо (топливный демпфер) в январе-сентябре 2023 года уже превысили 1,1 трлн руб.
Особо отмечается, что в сентябре 2023 года по сравнению с августом выплаты выросли на 60,7%, до рекордных 298,7 млрд руб. Все это несмотря на планы Минфина сократить выплаты по демпферу начиная с 1 сентября.
Важный нюанс, случайно «забытый» в этом расчете: благодаря Минфину выплаты по демпферу за сентябрь для нефтяных компаний сократятся практически в два раза. И эта сумма пока что не добавлена в расчеты Минфина и будет отражена только в данных за октябрь.
Факт состоит в том, что ошибочное решение Минфина (которое уже признало правительство) уполовинить демпферные выплаты, в том числе привело к разбалансировке топливного рынка РФ и вызвало скачок внутренних цен на нефтепродукты.
Более того, никакой заслуги ведомства Антона Силуанова в выплате компенсации по демпферу никогда не было и нет. Все выплаты по демпферу идут как часть возврата из выплачиваемого нефтяниками же НДПИ в бюджет страны.
Здесь следует отметить, что нефтянка - единственная сырьевая отрасль России, которая платит, по сути своей, прогрессивный налог. Ведь уровень НДПИ зависит от экспортной цены на нефть. Возвращаясь к тем же данным, опубликованным Минфином в среду, можно легко посчитать, что в январе-сентябре нефтяники выплатили в бюджет РФ 5,038 трлн рублей налога на НДПИ. Таким образом, в виде демпфера государство вернуло компаниям лишь 22,6% от этой суммы. А если учесть таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые за девять месяцев составили 262 млрд рублей, то это соотношение будет еще меньшим.
Тут есть еще один пикантный нюанс: НДПИ взимается только с добывающих компаний, а эффект от демпферных выплат для сдерживания внутренних цен получают все сбытовые компании. То есть вертикально-интегрированные компании (ВИНК) за свой счет субсидируют так называемые независимые сети АЗС.
Но и это еще не все. Объем экспортных поставок у российских ВИНК тоже сильно разнится. Сбытовая инфраструктура «Лукойла» выстроена под экспорт «своего» топлива по системе продуктопроводов. «Сургутнефтегаз» на экспорт отправляет 85% «своего» дизеля. А системообразующая для отрасли «Роснефть», например, весь произведенный бензин «Евро-5» реализует на внутреннем рынке.
По топливу, реализуемому на Санкт-Петербургской бирже, цифры в прессе уже приводились. По бензинам доля «Лукойла» составляет 13,8% от собственного производства, доля «Газпромнефти» – 13,3 %, «Сургутнефтегаза» – 13,1%, «Роснефти» – 23,5%. По дизтопливу соответственно: 9,4%; 9,2%; 9,7% и 21,8%. Общая доля биржевых продаж «Роснефти» по бензинам достигает 39%, по дизтопливу – 40%, по мазуту – 68%.
Фактически, демпфер в одинаковом объеме получают и те компании, которые ориентированы на обеспечение внутреннего рынка, и те, которые стремятся максимизировать свои доходы за счет экспортных поставок. Указывать пальцем на основных лоббистов медийных публикаций о затоваривании продуктопроводов и необходимости срочно вновь открывать экспорт, в данном случае излишне.
Минфин в этом процессе «спасения» госбюджета страны ничем не жертвует, он всего лишь выступает в роли регулировщика потоков «чужих» денег. Необходимо напомнить, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль России составляет беспрецедентные для всего мира 78%. Общий уровень изъятий с учетом роста затрат на транспорт, электроэнергию и ставки банковских кредитов составляет свыше 90%. Только одна компания «Роснефть» за 2022 год заплатила в бюджет РФ свыше 4 трлн рублей, за последние пять лет – 18 трлн рублей. Немыслимые цифры для других отраслей экономики.
Теперь о цифрах, а точнее о деньгах. В статистике принято сравнивать одинаковые периоды год к году, а не сентябрь с августом или январем (сезонность топливного рынка никто отменить не в силах). Рост на 60,7% выплат по демпферу в сентябре по отношению к августу, который Минфин использует как «доказательство» своих героических усилий по сдерживанию цен на топливо, это «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Эти сентябрьские выплаты Минфина компенсируются лишь экспортной пошлиной, которую нефтяники заплатили в этом году. И это без учета НДПИ.
Релевантным показателем является 38-процентное падение выплат по демпферу за январь-сентябрь 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года. В денежном выражении общие выплаты по демпферу за прошлый год составили 2,171 трлн руб., а на сегодняшний день выплачено всего 1,138 трлн руб. За оставшиеся 3 месяца этот 50-процентный гандикап вряд ли будет преодолен.
комментарии(0)