Школьников надо ориентировать на получение реальных знаний, позволяющих мыслить здраво. Фото с сайта www.cmirocheb.rchuv.ru
Споры по поводу ЕГЭ и других важных школьных экзаменов не утихают. Но ведь есть и другие проблемы, которые, на мой взгляд, гораздо важнее и сложнее. Речь идет о развитии мышления у школьников. Экзамен – это всего лишь форма проверки знаний. А сами знания приобретаются на уроках. Что здесь не так?
Покажу на примерах очень хорошо знакомого мне предмета. Это математика. Моя практика показывает, что дети всех возрастов плохо решают текстовые задачи. Возможно, это происходит из-за того, что сами задачи сформулированы иногда не очень внятно. Но лично я думаю, что основная причина кроется в полном отрыве предлагаемых задач от реальной жизни ребенка.
Так, задание 10 профильного ЕГЭ по математике предполагает решение текстовой задачи. Аналогичное задание есть и в ОГЭ (обязательный экзамен для 9-го класса) по математике. Что же входит в «джентльменский набор»? Задачи на движение (в том числе по воде и по кругу), смеси, сплавы, совместная работа.
Что из всего перечисленного школьник может применить в своей практической жизни? Ни-че-го! Он не будет ничего плавить, не будет с друзьями красить забор на время, не поедет из пункта «А» в пункт «Б» и обратно.
Даже задачи на проценты, которые иногда попадаются в этих заданиях, носят совершенно абстрактный характер. Вот пример: «Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять таких же рубашек дороже куртки»? Ну не купят школьнику 4 (четыре!) одинаковые рубашки. Потому как это – дичь.
За рубежом текстовые задачи тоже есть, но выглядят они несколько иначе. Например, A-LEVEL – программа предуниверситетской подготовки для выпускников британских школ – тоже предусматривает текстовую задачу. Но там в обойме либо чистая математика типа прогрессии, либо чистая практика (например, девочка покупает пирожки и продает их дороже, и надо определить выгоду).
Впрочем, надо признать, что в ЕГЭ профильного уровня в задании 16 (финансовая математика) появилось больше практико-ориентированных заданий на оптимальный выбор, что не может не радовать. Но пока чудовищные арифметические расчеты по вкладам и кредитам все же преобладают.
Пойдем дальше. В новом школьном стандарте по математике предусмотрено освоение учебного курса «Вероятность и статистика». Есть задания по этому курсу и в ЕГЭ. Но какие?! Подбрасывание монет, кидание игральных костей, стрельба по мишеням. Да, это классический набор для изучения теории вероятностей. Однако к реальной жизни все эти эксперименты отношения не имеют. В то же время жизнь преподносит массу сюрпризов, которые неплохо бы проанализировать еще в школе.
Вот на днях крупный маркетплейс устроил рекламную акцию. Вроде бы при покупке чего-либо на сумму (например, 2000 руб.) бонусами возвращается 1500 руб. Я усомнился и почитал правила. Оказалось, что бюджет акции около 300 000 руб., поэтому приз получат (если получат, так как акция рекламная и правила можно менять) всего 200 первых участников. При этом с остальных тысяч участников просто соберут персональные данные для последующего распространения рекламы маркетплейса. Гениально! Какова моя вероятность попасть в счастливчики? Ноль. Ведь кто-то точно узнает про акцию до ее старта.
Еще пример. Один известный ювелирный магазин периодически продает золотые украшения со скидкой 70–80%. Мне понятно, что это абсурд, так как золото не портится и имеет достаточно твердую цену за грамм. Однако люди не умеют считать, не мыслят логически и ведутся на такие акции.
Про кредиты промолчу. Замечу только, что неплохо бы кому-то на любом предмете (математика или обществознание) объяснить школьникам, что любой кредит выдается на основе принципов срочности, возвратности и платности. Проще говоря, бесплатных пирожных не бывает.
Подведу итог. Изменение учебной программы в школах – это огромный труд, требующий значительного времени и больших усилий. Но этот труд, по моему мнению, необходим, так как школьники должны в своей будущей взрослой жизни ориентироваться не на броски игральных костей, а на реальные знания, позволяющие мыслить здраво. Иначе получится как в анекдоте, когда человеку интеграл пригодился раз в жизни (когда мобильный телефон в унитаз упал, и крючок в форме интеграла помог его вытащить).