Фото freepik.com
Российская стройка имеет сезонный характер. В холодные месяцы большинство стройплощадок замирает. Вынужденную зимнюю спячку строители пытаются компенсировать за счет весенне-летнего рывка. Это подтверждают многолетние исследования СМПРО: например, отношение потребления цемента в июне к январю 2023 года составляет 2,9 раза, а в 2022 году составляло 2,4. Некоторые предприятия (к примеру, в Поволжье или Сибири) летом увеличивают отгрузки в 7-10 раз.
Но сезонность – не единственная проблема цементников. В России исторически сложился территориальный дисбаланс, когда потребитель и производитель находятся в сотнях километров друг от друга. Из-за этого в некоторых регионах возникает профицит цемента, а в других (как, например, минувшим летом в Татарстане) ощущается его острая нехватка. При этом цементные заводы работают на пределе сил и даже больше.
Так, среди крупнейших направлений межрегиональных перевозок только ж/д транспортом можно выделить: Мордовия – Подмосковье, Свердловская область – ХМАО, Кубань – Ставрополье и т.д. Поезда с цементом проходят тысячи километров, прежде чем попасть к потребителю. Перевозка на таких расстояниях всегда чревата задержками. Доставка материалов до стройплощадки – едва ли не самое слабое звено российской стройки.
Цементный завод – это сложное производство
Чтобы покрыть резкий спрос на цемент в теплые месяцы, цементники вынуждены содержать избыточные мощности, которые работают только в июне-августе. Остальные 9 месяцев они простаивают. Например, в 2022 году из-за сезонности производители были вынуждены содержать недозагруженными 21 млн т избыточных мощностей. На их ремонты и обслуживание тратятся колоссальные средства.
Гибкость производителей цемента в загрузке мощностей ограничена технологическими особенностями производства. Цемент производится по сложной технологии, а его производство – очень капиталоемкое и крупнотоннажное. Цементный завод не может быстро увеличить или уменьшить объем выпускаемой продукции. Чтобы запустить законсервированную печь, требуется порядка 6-18 месяцев, а чтобы построить новое предприятие – 3-7 лет. К тому же, цементная отрасль очень импортозависима. Из-за санкций поставки зарубежного оборудования стали дороже и длительнее.
Также цемент имеет ограниченный срок годности. Его невозможно производить впрок – через несколько месяцев хранения он превращается в камень. Поэтому производители должны четко представлять объемы потребления цемента, чтобы планировать работу предприятий, складов и логистики.
Наращивание объема производимой продукции возможно только после дорогостоящих ремонтов и модернизации заводов, которые необходимо заранее планировать под конкретные заказы со стороны стройкомплекса. Также необходимо учитывать сезонность потребления цемента: неравномерный в течение года спрос может привести к тому, что новые или восстановленные технологические линии большую часть года станут невостребованными и будут генерировать лишь убытки.
Цементные нострадамусы
Ежегодно цементники занимаются ясновидением и гадают на кофейной гуще, пытаясь предсказать потребление цемента в новом строительном сезоне. Но подобные пророчества – это всегда игра в угадайку: очень часто производственные планы опровергаются внезапным падением или подъемом спроса.
Без четкого прогноза в потреблении цемента производители вынуждены действовать наощупь, полагаясь на интуицию и везение. Никто не знает: будет ли в следующем году спрос на цемент? Если и будет, то в каком объеме? Стоит ли ремонтировать все цементные печи или достаточно запустить только одну? Сколько запчастей искать за рубежом, чтобы провести ремонты? В условиях неопределенности с потреблением цемента, отсутствием прогнозов потребления, в ситуации макроэкономической нестабильности и колебаний ключевой ставки производители оценивают свои риски как сверхвысокие.
Возможное решение проблемы – в формировании системы государственного прогноза плановой потребности в цементе на уровне всей страны. Госпрогноз строительства в горизонте 3, 5, 7 лет принесет ряд положительных эффектов. Во-первых, производители стройматериалов (не только цемента) будут знать, как им планировать свою работу и подстраиваться под спрос. Во-вторых, сгладятся территориальные дисбалансы и снизятся транспортные расходы. В-третьих, повысится долгосрочная стабильность инвестиций в модернизацию цементной отрасли. В-четвертых, потребители будут гарантированно обеспечены любыми объемами цемента.
Еще одна действенная мера, способная уже сейчас решить проблему доставки цемента – перевод цемента в перечень приоритетных железнодорожных грузов. Это позволит повысить скорость доставки и избежать ажиотажного спроса на цемент в разгар строительного сезона. Эти и другие меры цементники обсуждают в открытом и конструктивном диалоге с РЖД, органами власти, отраслевыми экспертами. Параллельно производители цемента развивают собственную автомобильную доставку цемента (на расстояния до 300-400 км), улучшают систему мониторинга автотранспорта и переводят торговый и логистический документооборот в «цифру». Но все-таки главные проблемы, тормозящие модернизацию цементной промышленности и замедляющие темпы строительства, по-прежнему связаны с сезонностью потребления и узкими местами логистики. Отрадно, что в последнее время мы видим попытки их решения.
комментарии(0)