Фото из личного архива Валерия Андрианова
Недавно на глаза попалось сообщение о том, как простые фермеры радуются поставкам российского топлива. Дешевое качественное горючее, поступающее на рынок в больших объемах, позволит в сроки выполнить все намеченные сезонные сельхозработы. Но есть один нюанс: фермеры – бразильские. В августе Россия стала лидером по поставкам дизеля в Бразилию, в три раза превысив объемы поставок из США. И далекая южноамериканская страна – это не единичный пример. Как пишет Bloomberg, ссылаясь на компанию Vortexa, в нынешнем году Россия была крупнейшим в мире морским экспортером дизельного топлива, немного опередив Соединенные Штаты. С января по середину сентября она поставляла за рубеж более 1 млн баррелей в сутки.
А что же происходило тем временем в родном Отечестве? Достаточно прислушаться к гласу народа. «На заправках “Лукойл” закончилось дизельное топливо», – пишет один из башкирских Telegram-каналов. «Челябинцы пожаловались на отсутствие как минимум одного вида топлива на трех АЗС», – приходит сообщение с Урала. Аналогичные проблемы и на юге страны: «Жители Ставрополя сообщают о полном исчезновении бензина марки АИ-92 с АЗС «Лукойла». Кроме того, по словам очевидцев, на заправках образуются большие очереди – из 4-5 бензоколонок работают одна или в лучшем случае две». Да и в столице в кои-то веки перебои с топливом. «И так недешевый ДТ вообще пропал на АЗС на пересечении Пятницкого шоссе и Кутузовского», – делятся своими тревогами московские автолюбители. Да уж, не Рио-де-Жанейро…
Мониторинг показывает, что это не единичные случаи и не «раздувание паники» отдельными автовладельцами. В той же Москве отсутствие дизтоплива зафиксировано на десятках АЗС, в том числе на десятках заправок «Лукойла» и на отдельных объектах ЕКА, «Татнефти», «ИнтерОил, ООО «ЗАК», ММК «Петрол».
И что еще тревожнее – дорожающий и местами исчезающий дизель поставил под угрозу сбор урожая и сев озимых. Как отмечал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, временами стоимость тонны дизтоплива в мелком опте доходила до 120 тыс. руб. Тут уж позавидуешь бразильским фермерам, у которых нет проблем с доступом к российскому дизелю.
И несмотря на все заверения о том, что в стране не наблюдается дефицита топлива, действительность постоянно убеждала в обратном. Или не верить глазам своим?
Впрочем, будем надеяться, что это «хроника минувших дней». Решение о введении временного запрета на экспорт топлива уже приносит свои плоды.
Первые же торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, проведенные после установления данного ограничения, показали обнадеживающую динамику. Серьезнее всего подешевело дизельное топливо – на 14,52%, до 61 431 руб. за тонну А стоимость тонны самого популярного в России бензина АИ-92 упала в европейской части России на 9,63%, до 55 925 руб. за тонну, цена АИ-95 снизилась на 10,76%, до 59 362 руб. за тонну.
На этом фоне в ряде СМИ появились сообщения о том, что данная мера излишне «крутая» и что она приведет не к стабилизации ситуации, а к затовариванию рынка и существенному профициту предложения. Во-первых, до профицита еще очень далеко. Биржа среагировала на государственное решение как всегда оперативно, но для того, чтобы реальные товарные потоки развернулись на внутренний рынок, нужно время. И если бы правительство и далее откладывало введение запрета на экспорт, то ситуация с обеспечением аграриев и населения горючим только ухудшалась и таблички «топлива нет» стали бы попадаться на глаза водителям все чаще и чаще. Как-то странно в условиях реально имеющегося и постоянно усиливающегося дефицита бояться грядущего и пока мифического профицита. Настанет ли он – большой вопрос.
У вброшенной идеи профицита на рынке, кстати, есть свои очевидные бенефициары, и это не только абстрактные «серые экспортеры», о которых говорит Минэнерго, а вполне себе лидеры отечественной нефтянки. Например, уже упомянутый выше «Лукойл», почти все нефтепродукты которого идут на экспорт. Логистическая инфраструктура компании заточена на поставки за рубеж, а не на обеспечение топливом внутреннего рынка. Другой пример - «Сургутнефтегаз», который обычно направляет на экспорт более 80% производимых горюче-смазочных материалов. Именно благодаря ориентированности на зарубежные рынки подобных отдельных компаний и сложилась нынешняя ситуация высоких цен и дефицита на отечественных АЗС.
Во-вторых, решение, принятое правительством, является абсолютно правильным. Это оперативная мера, призванная быстро выровнять ситуация на рынке. И в случае изменения баланса спроса и предложения в данное постановление могут быть внесены коррективы. Впрочем, никто не сомневается в том, что полное ограничение экспорта – это возможность взять паузу на месяц-другой и на фоне снижающихся цен на топливо и налаживания бесперебойных поставок горючего на все АЗС выработать новые долгосрочные механизмы регулирования рынка.
Так что пока можем присоединяться к бразильским фермерам и наслаждаться дешевеющим топливом!
комментарии(0)