На крупнейшей российской верфи «Звезда», расположенной в бухте города Большой Камень Приморского края, состоялась торжественная церемония имянаречения двух знаковых для отрасли судов – танкера, предназначенного для крупнейшего нефтяного проекта, и газовоза, который будет перевозить российский сжиженный природный газ. Торжественную церемония прошла во время визита президента России Владимира Путина.
Россия: заказчик и рынок сбыта
У российской нефтегазовой отрасли есть несколько болевых точек. Это криогенные технологии, технологии морской добычи, некоторая часть необходимой предприятиям химии. И отдельно стоит указать судостроение.
Вопрос о модернизации российских судостроительных предприятий, чтобы те могли выполнять все заказы отечественного ТЭК, поднимался ещё в конце 2000-х годов. Возникала парадоксальная ситуация: Россия, являясь один из крупнейших, притом растущих рынков, поддерживала зарубежных судостроителей своими заказами.
Сегодня отечественным нефтяным и газовым компаниям особенно необходимы танкеры и газовозы ледового класса, а в перспективе – морские платформы. По сути речь, идёт уже не просто о потребностях отдельной, пусть и крупной, отрасли. Речь идёт о возможности полноценной загрузки наиболее перспективной транспортной артерии – Северного морского пути (СМП). Его значение лишь увеличилось за последний год – с введения санкций Евросоюза и США на российские уголь, нефть и газ.
Чтобы не оказаться безальтернативно зависимыми от торговых маршрутов, идущих через Европу, необходимы атомные ледоколы и многочисленные суда высокого ледового класса. И при этом никто не отменял планов по освоению природных богатств Арктики. Так, здесь осваиваются новые месторождения углеводородного сырья, строятся заводы по сжижению природного газа, электростанции и т.д. Развитие транспортной составляющей для этих проектов жизненно необходимо.
А значит, мы вновь упираемся в вопрос о строительстве нефтеналивных танкеров и газовозов на территории нашей страны.
Верфь-рекордсмен
Модернизация существующих и тем более создание новых судостроительных мощностей – это невероятно капиталоёмкое мероприятие. Поэтому далеко не каждая страна, имеющая выход к морю, обладает развитым судостроением. Россия входит в первую десятку, но доминирующими игроками на мировой арене являются Китай, Япония и Южная Корея.
Для того, чтобы вкладывать деньги, к сожалению, не хватит ни благих пожеланий, ни одной только политической воли. Нужны заказы.
История крупнейшего в стране судостроительного комплекса «Звезда» берёт начало в 2009 году. Комплекс начал создаваться по поручению президента Владимира Путина в городе Большой Камень (Приморский край) консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». И как раз «Роснефть» обеспечила и пилотную загрузку верфи – она заключила контракты на строительство 28 судов. Запуск производства новой верфи произошёл в сентябре 2016 года. Это дало толчок развитию и самого Приморского края.
«Звезда» обладает крупнейшим в России открытым тяжелым достроечным стапелем. Также в рамках комплекса построен самый большой не только в нашей стране, но и в мире (по совокупным параметрам) сухой док. В 2023 году верфь пополнилась плавучим доком, который также является рекордсменом российского масштаба: длина свыше 350 м, грузоподъемность 100 тыс. т.
Все эти рекордные размеры не ради самих рекордов. Чем мощнее оборудование, чем просторнее «строительные площадки», тем более крупные суда и морская техника могут быть построены на верфи.
Взламывающие лёд
К сентябрю текущего года верфь спустила на воду восемь судов, среди которых метановозы, танкер-челнок, многофункциональные суда снабжения и нефтеналивные танкеры (как среднего тоннажа, та и типоразмера «Афрамакс» дедвейтом 80-120 тыс. т).
«Афрамаксы» – это крупнотоннажные танкеры. В России такие суда до «Звезды» не строились - не было мощностей. Приморская верфь получила заказы на двенадцать «Афромаксов», а четыре из них уже работают в море. Их значение для отечественной нефтегазовой отрасли (да и всей экономики страны) тем более выросло после того, как с 5 декабря 2022 года начал действовать запрет на морские перевозки российского чёрного золота для европейских компаний. Вложения в судостроительную инфраструктуру, которые критиковались некоторыми экспертами во второй половине 2010-х годов, неожиданно оказались фундаментально важными.
Отдельное достоинство «звёздных» «Афрамаксов» – это экологичность. Силовые установки танкеров могут работать как на традиционном (нефтяном) топливе, так и на сжиженном природном газе (СПГ). Последние восемь лет СПГ всё чаще используется для бункеровки на фоне ужесточения международных нормы по выбросам на судах. Кстати, Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из лидеров по газификации морского транспорта.
Вчера на «Звезде» состоялась церемония имянаречения двух танкеров. Первый – танкер-челнок «Валентин Пикуль» усиленного ледового класса ARC6, который строится по заказу АО «Роснефтефлот» и будет обслуживать проект «Восток Ойл». Суда класса ARC6 могут проходить через лед толщиной до 1,7 м без ледокольного сопровождения.
Второй – газовоз вместимостью более 172 тыс. куб. м сжиженного природного газа «Алексей Косыгин» ледового класса ARC7. Такие суда способны без ледокольного сопровождения преодолевать льды толщиной до 2 м. Заказчиками являются «НОВАТЭК» и «Совкомфлот» (танкер предназначен для проекта «Арктик СПГ-2»). Комплекс «Звезда» на данный момент является первым и единственным судостроительным предприятием в нашей стране, где может быть построен метановоз такого типа.
«Звезда» строится в несколько этапов, планомерно наращивая производственные мощности. Уже через пару лет верфь будет способна построить практически всё, что потребуется российскому нефтегазовому комплексу: от судов обслуживающего флота до добычных платформ.
Наличие крупнейшей верфи не означает, что судостроение перестало быть болевой точкой российской нефтегазовой отрасли. В целом российскому судостроению предстоит углублять свою импортонезависимость и расширять производительность. Но с развитием таких комплексов как «Звезда» у российского судостроения появляется надёжный фундамент.