0
9395
Газета Я так вижу Интернет-версия

12.09.2023 16:46:00

«Звезда» гражданского судостроения

Александр Сергеевич Фролов - заместитель гендиректора Института национальной энергетики

Тэги: экономика, судостроение, верфь, ледокол, звезда, смп


экономика, судостроение, верфь, ледокол, звезда, смп

На крупнейшей российской верфи «Звезда», расположенной в бухте города Большой Камень Приморского края, состоялась торжественная церемония имянаречения двух знаковых для отрасли судов – танкера, предназначенного для крупнейшего нефтяного проекта, и газовоза, который будет перевозить российский сжиженный природный газ. Торжественную церемония прошла во время визита президента России Владимира Путина.

Россия: заказчик и рынок сбыта

У российской нефтегазовой отрасли есть несколько болевых точек. Это криогенные технологии, технологии морской добычи, некоторая часть необходимой предприятиям химии. И отдельно стоит указать судостроение.

Вопрос о модернизации российских судостроительных предприятий, чтобы те могли выполнять все заказы отечественного ТЭК, поднимался ещё в конце 2000-х годов. Возникала парадоксальная ситуация: Россия, являясь один из крупнейших, притом растущих рынков, поддерживала зарубежных судостроителей своими заказами.

Сегодня отечественным нефтяным и газовым компаниям особенно необходимы танкеры и газовозы ледового класса, а в перспективе – морские платформы. По сути речь, идёт уже не просто о потребностях отдельной, пусть и крупной, отрасли. Речь идёт о возможности полноценной загрузки наиболее перспективной транспортной артерии – Северного морского пути (СМП). Его значение лишь увеличилось за последний год – с введения санкций Евросоюза и США на российские уголь, нефть и газ.

Чтобы не оказаться безальтернативно зависимыми от торговых маршрутов, идущих через Европу, необходимы атомные ледоколы и многочисленные суда высокого ледового класса. И при этом никто не отменял планов по освоению природных богатств Арктики. Так, здесь осваиваются новые месторождения углеводородного сырья, строятся заводы по сжижению природного газа, электростанции и т.д. Развитие транспортной составляющей для этих проектов жизненно необходимо.

А значит, мы вновь упираемся в вопрос о строительстве нефтеналивных танкеров и газовозов на территории нашей страны.

Верфь-рекордсмен

Модернизация существующих и тем более создание новых судостроительных мощностей – это невероятно капиталоёмкое мероприятие. Поэтому далеко не каждая страна, имеющая выход к морю, обладает развитым судостроением. Россия входит в первую десятку, но доминирующими игроками на мировой арене являются Китай, Япония и Южная Корея.

Для того, чтобы вкладывать деньги, к сожалению, не хватит ни благих пожеланий, ни одной только политической воли. Нужны заказы.

История крупнейшего в стране судостроительного комплекса «Звезда» берёт начало в 2009 году. Комплекс начал создаваться по поручению президента Владимира Путина в городе Большой Камень (Приморский край) консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». И как раз «Роснефть» обеспечила и пилотную загрузку верфи – она заключила контракты на строительство 28 судов. Запуск производства новой верфи произошёл в сентябре 2016 года. Это дало толчок развитию и самого Приморского края.

«Звезда» обладает крупнейшим в России открытым тяжелым достроечным стапелем. Также в рамках комплекса построен самый большой не только в нашей стране, но и в мире (по совокупным параметрам) сухой док. В 2023 году верфь пополнилась плавучим доком, который также является рекордсменом российского масштаба: длина свыше 350 м, грузоподъемность 100 тыс. т.

Все эти рекордные размеры не ради самих рекордов. Чем мощнее оборудование, чем просторнее «строительные площадки», тем более крупные суда и морская техника могут быть построены на верфи.

Взламывающие лёд

К сентябрю текущего года верфь спустила на воду восемь судов, среди которых метановозы, танкер-челнок, многофункциональные суда снабжения и нефтеналивные танкеры (как среднего тоннажа, та и типоразмера «Афрамакс» дедвейтом 80-120 тыс. т).

«Афрамаксы» – это крупнотоннажные танкеры. В России такие суда до «Звезды» не строились - не было мощностей. Приморская верфь получила заказы на двенадцать «Афромаксов», а четыре из них уже работают в море. Их значение для отечественной нефтегазовой отрасли (да и всей экономики страны) тем более выросло после того, как с 5 декабря 2022 года начал действовать запрет на морские перевозки российского чёрного золота для европейских компаний. Вложения в судостроительную инфраструктуру, которые критиковались некоторыми экспертами во второй половине 2010-х годов, неожиданно оказались фундаментально важными.

Отдельное достоинство «звёздных» «Афрамаксов» – это экологичность. Силовые установки танкеров могут работать как на традиционном (нефтяном) топливе, так и на сжиженном природном газе (СПГ). Последние восемь лет СПГ всё чаще используется для бункеровки на фоне ужесточения международных нормы по выбросам на судах. Кстати, Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из лидеров по газификации морского транспорта.

Вчера на «Звезде» состоялась церемония имянаречения двух танкеров. Первый – танкер-челнок «Валентин Пикуль» усиленного ледового класса ARC6, который строится по заказу АО «Роснефтефлот» и будет обслуживать проект «Восток Ойл». Суда класса ARC6 могут проходить через лед толщиной до 1,7 м без ледокольного сопровождения.

Второй – газовоз вместимостью более 172 тыс. куб. м сжиженного природного газа «Алексей Косыгин» ледового класса ARC7. Такие суда способны без ледокольного сопровождения преодолевать льды толщиной до 2 м. Заказчиками являются «НОВАТЭК» и «Совкомфлот» (танкер предназначен для проекта «Арктик СПГ-2»). Комплекс «Звезда» на данный момент является первым и единственным судостроительным предприятием в нашей стране, где может быть построен метановоз такого типа.

«Звезда» строится в несколько этапов, планомерно наращивая производственные мощности. Уже через пару лет верфь будет способна построить практически всё, что потребуется российскому нефтегазовому комплексу: от судов обслуживающего флота до добычных платформ.

Наличие крупнейшей верфи не означает, что судостроение перестало быть болевой точкой российской нефтегазовой отрасли. В целом российскому судостроению предстоит углублять свою импортонезависимость и расширять производительность. Но с развитием таких комплексов как «Звезда» у российского судостроения появляется надёжный фундамент.


Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
1045
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
2102
Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

0
569
О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

Чем объясняется самостоятельность отдельных элит в отношениях с Россией

0
1369

Другие новости