В июле Липецк стал еще одним провинциальным городом России, где в скором времени обновят подвижной трамвайный состав. Насколько мне известно, речь идет о 46 вагонах на сумму 14,5 миллиарда рублей. Два из них уже прибыли в город. Вдобавок в городе заменят более 40 километров путей и построят новые впервые за много лет. За таким обновлением стоит соглашение между правительством области и корпорацией развития ВЭБ.РФ.
Электротранспорт в городах России — важнейшая часть инфраструктуры, которую непросто поддерживать. Но без него общественный транспорт скатывается к убогим маршруткам, а повернуть все вспять часто трудно, как с финансовой, так и социальной сторон. Главная причина — дорого обслуживать и еще дороже покупать новый подвижной состав. За счет тарифа вернуть эти деньги невозможно. Он очень скромный, а поднимать его болезненно для населения. Проверяли уже много раз. Ни один город мира не придумал ничего иного, кроме выплат компенсаций из бюджета. Всегда возникает тарифная вилка между экономически обоснованной ценой и той, которую готов платить пассажир. Тем не менее, это не просто социальная нагрузка для чиновников в городах России. Там, где на трамвайной сети решают поставить крест, забыли, что с точки зрения мирового опыта, это прогрессивный вид транспорта на следующие 100 лет.
Фактически, самостоятельно купить разом несколько десятков новых вагонов могут только в Москве и Санкт-Петербурге. Бюджеты у них соответствующие. Концессия с участием ВЭБ для Липецка, как и других городов России, стала удачной практикой. Во-первых, это растянутые платежи для региона до 20 лет в отличии от единовременного платежа в несколько миллиардов рублей. Во-вторых, нагрузка на бюджет меньше за счет участия в проекте корпорации развития. В противном случае городу пришлось бы покупать по одному трамваю в год. Несложно представить на сколько лет бы растянулась такая процедура для полумиллионного города. А так 25 новых трамваев появятся на улицах Липецка уже в этом году. Как оказалось, концессии оказалось достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки — власти городов поняли, что при таких условиях бюджет сможет потянуть расходы.
Государственная поддержка и участие ВЭБ.РФ могут значительно помочь нашим городам. Стоит признать, многие из них не слишком подходят для автомобильной инфраструктуры. Тут нет ничьей вины — все дело в планировке, которая складывалась десятилетиями, и устаревшем общественном транспорте, который многие города давно не обновляли из-за нехватки финансов на столь дорогие покупки.
Но если удастся завезти современные трамваи с комфортабельными вагонами, тихим ходом, обновить рельсовые пути, то это станет настоящим благом для всех. Горожане смогут двигаться свободно и без лишних проблем. Будем откровенны, жителям городов не столь важно, как именно власти обновили транспорт. Да и вообще, это событие системного значения — больше рабочих мест, забота о окружающей среде и просто хороший транспорт для всех. К слову, трамваи, которые будут закупать, российского производства. И их качество без преувеличения на высоте.
Важно, чтобы все проекты включали в себя современные цифровые технологии. Такое организованное движение транспорта сделает нашу жизнь гораздо проще. Надеюсь, что вскоре мы забудем о том, что приходилось ждать транспорт на остановке, не зная точного времени его прибытия. Все это станет возможно отслеживать в телефоне или на информационных табло. В итоге, если мы сможем воплотить в жизнь такие планы, это станет настоящим транспортным прорывом.