На фото пресс-конференция премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера. Фото Reuters
«Кто ведет себя как редакторы Sueddeutsche Zeitung, тот хоронит журналистику» – под таким заголовком на днях в немецком журнале Focus был опубликован комментарий Яна Фляйшхауэра, немецкого журналиста, писателя и сценариста, посвященный западне, в которой по вине ведущей баварской газеты оказался премьер-министр Баварии Маркус Зёдер. «НГ» подробно сообщала об этой афере (см. «НГ» от 30.08.23).
Надо сказать, что проблема разрешилась таким образом, что Зёдер не решился пойти навстречу своим политическим противникам из рядов СДПГ и «Зеленых» и избавиться от обвиненного в грехах молодости 35-летней давности своего партнера по земельной правительственной коалиции. Но главное в данном случае не проблемы Зёдера, а проблемы немецкой журналистики.
Фляйшхауэр, по сути, ставит вопрос о роли журналистики и о ее задачах и целях, которые она должна решать. Казалось бы, сомнений в том, что перед журналистикой стоит в первую очередь информационная задача, ни у кого не должно быть. Что касается немецкой прессы, Фляйшхауэра озаботила проблема публикации статей обвинительного направления без доказательной базы.
Дело в том, что, как выяснилось, статья с обвинениями в адрес конкретного политика поступила не только в Sueddeutsche Zeitung, но и в ряд других немецких средств массовой информации, причем не менее, а может быть, по некоторым параметрам более маститых, чем баварская газета. Фактически Фляйшхауэр обвиняет руководство газеты в публикации непроверенных фактов и конструировании на их основе обвинения политику с возможными далеко идущими последствиями.
Последствия для баварского премьера, по мнению многих наблюдателей, очевидны. 8 октября его партия не сможет набрать 40% голосов избирателей, и Зёдер вряд ли при таком раскладе сможет претендовать на какую-либо роль на федеральном уровне в преддверии федеральных выборов 2025 года. Эта публикация выбила фактически его из рядов политиков федерального уровня.
Однако проблему современной журналистики надо ставить шире, а именно: какие мнения должна и может публиковать пресса. И в чем, собственно говоря, должна заключаться свобода прессы. Именно так и поставил вопрос в своей публикации Ян Фляйшхауэр. Не секрет, что в германской прессе практически невозможно (за редким исключением) найти правдивого отображения происходящего в России.
На моей памяти во время многомесячного пребывания в Германии я ни разу не видел, чтобы на многочисленные ток-шоу на немецких телеканалах был приглашен российский политик или журналист. Да, оппозиционные современному российскому режиму лица без труда присутствуют и на Первом (ARD) и Втором (ZDF) каналах немецкого телевидения, которые, как известно, финансируются из немецкого бюджета и имеют наибольший охват аудитории.
Более того, я сталкивался с журналистами ZDF, и у меня брали интервью. Но это интервью не пошло в эфир. Конечно, трудно разобраться в редакционной политике другого, а тем более иностранного издания. Но, анализируя вопросы и мои ответы, я понял, что от меня ожидали других ответов. А если ответы не подошли исходя из редакционной политики, то зачем их публиковать.
Подводя итог, можно сказать, что в Германии проводится целенаправленная антироссийская медийная политика. Любое высказывание, которое не укладывается в эту концепцию, клеймится как «пропутинская». При всем при этом статья 5 немецкой Конституции гарантирует немцам свободу прессы вместе со свободой мнений, свободой радиовещания и вообще информационной свободой. Понятно, что с запретом деятельности ряда российских СМИ эти свободы были нарушены и конкуренции мнений в стране сегодня просто нет.
Понятно, что Россия не находится в вакууме, и, как и Германия, страна оказалась в самом центре европейского противостояния, главной особенностью которого стала специальная военная операция (СВО). В условиях СВО определенные ограничения на публикации, наверное, неизбежны, если они касаются конкретных вещей, непосредственно связанных со СВО, и могут оказать влияние на ход СВО.
Но политиков формирует именно общественное мнение, и это универсальный на сегодня подход. Другой вопрос, как политику узнать, какое общественное мнение существует по тому или иному вопросу. В Германии в этом плане важнейшим инструментом являются опросы. Ими занимаются различные институты, как местные, так и иностранные. Но, как правило, независимые, то есть существующие на негосударственные средства.
Собирая и анализируя сумму частных мнений, можно и определить вектор общественного настроя. И решающую роль в таком сборе и анализе как раз и играет пресса.