Закон о создании госкомиссии по расследованию российского влияния на внутреннюю безопасность, вероятнее всего, направлен против лидера движения «Гражданская платформа» Дональда Туска. Фото Reuters
В среду на последнее заседание уходящего в историю Сейма (15 октября – парламентские выборы) в скоропалительном порядке возвращается закон о создании госкомиссии по расследованию российского влияния на внутреннюю безопасность Республики Польша в 2007–2022 годах, упрощенно называемый документом об «агентах Москвы». На сей раз речь идет об избрании девяти членов комиссии, которая, наделенная большими полномочиями, призвана устанавливать этих самых «агентов» и по своему усмотрению судить и рядить.
Напомним, что закон о «российском влиянии» вынашивался в недрах правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) с прошлого года по инициативе ее лидера Ярослава Качиньского. Он предусматривал создание комиссии с полномочиями прокуратуры и суда, которая самостоятельно сможет наказывать чиновников вплоть до их отстранения на 10 лет от связанных с политической и общественной деятельностью должностей. Уже тогда сразу стало ясно, что идея заключается в устранении политических противников, оплотом которых является оппозиционная «Гражданская платформа» (ГП), а персонально – Дональд Туск. В 2007–2014 годах он занимал пост премьер-министра Польши, в 2014–2019 годах был председателем Европейского совета, а вернувшись на польскую политическую сцену, возглавил ГП. Туск и стал целью партии власти, отчего пресловутый еще не принятый закон стали называть в СМИ Lex Tusk.
Депутаты ЗиС пробивали проект как могли. Он несколько раз переступал порог нижней палаты, совершал круговорот с не принявшим его Сенатом, наконец, дважды (!) был подписан президентом Анджеем Дудой и дважды вступал в силу (см. «НГ» от 31.07.23).
Дело оставалось, казалось бы, за малым – созданием комиссии, в формирование которой Дуда внес поправки: запрет совмещения функций парламентария и члена комиссии, а также возможность обжаловать решения комиссии в судах общей юрисдикции. В штабе ЗиС заявили, что комиссия начнет работу уже в июле.
К тому времени, еще до объявления официальной даты парламентских выборов, избирательная кампания уже шла на полных оборотах. Политики ЗиС и без закона о «российском влиянии» на встречах с избирателями в регионах клеймили время руководства кабинетом министров Туска, обвиняя его во всех грехах. Бесконечно повторяли, как он обнимался с Владимиром Путиным (не поясняя, что это было в день трагической катастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 года), сравнивали его со Сталиным, упрекали в побеге на теплое местечко в Брюсселе… Как иронизировали польские СМИ, электорат ЗиС уже и без комиссии понял, что Туск – русский агент, а остальные все равно в это не поверят. Более того, именно этот закон стал определяющим фактором антиправительственного массового марша в полмиллиона сторонников ГП 4 июня.
И хотя партия власти самоуверенно пробивала свою выдумку, которая должна была стать важным инструментом в предвыборной борьбе, вдруг оказалось, что она не знает, что с ней делать. 18 августа глава депутатского комитета юстиции, член парламентской фракции ЗиС Марек Аст сообщил, что комиссия начнет работу только в новом составе Сейма, сославшись на то, будто бы президентская поправка к законопроекту, вступившая в силу в начале августа, задержала ее создание. Оппозиция протрубила успех, а Туск назвал это капитуляцией власти.
Однако в окружении Дуды посчитали высказывание депутата ЗиС ударом по престижу главы государства. «Все указывает на то, что комиссия по вопросам «российского влияния» еще в этот срок Сейма будет создана, – заявил глава кабинета президента Павел Шрот и добавил: – Президент хотел бы этого, потому что он неоднократно говорил, что полякам полагается правда, и поляки ожидают этой правды».
Несомненно, избрание членов комиссии, если до этого дойдет, будет камнем преткновения. Оппозиционные партии еще и раньше заявляли, что не будут выдвигать своих кандидатов. «Создать комиссию за несколько недель до выборов и сказать, что она должна что-то выяснять и объяснять, – это издевательство над нами, гражданами. Ложь, лицемерие и цинизм можно почувствовать на расстоянии, и все граждане это чувствуют», – заявил в понедельник на пресс-конференции сенатор Кшиштоф Квятковский.
В свою очередь, официальный представитель ЗиС Рафал Бохенек уверен, что решение о создании комиссии, которую он теперь назвал «lex анти-Путин», вероятно, будет принято на ближайшем заседании Сейма – 30 августа. Он также отметил, что ЗиС обязательно выдвинет своих кандидатов в комиссию.
Анализируя работу уходящего парламента, польские эксперты задаются вопросом: так ли уж необходим был Сейм партии власти? Депутаты девятого созыва были избраны 13 октября 2019 года, а первая сессия состоялась 12 ноября. В течение этого срока Сейм собирался 81 раз, в предыдущие созывы – не менее 100. Со времен ПНР, то есть с 1989 года, это самый низкий показатель его работоспособности.
«Плохие результаты работы Сейма не удивляют, потому что они отражают систему власти, которую ввела в Польше ЗиС Ярослава Качиньского – человека, за последние 30 лет больше всего повлиявшего на форму общественного строя Польши. Закрепленные в Конституции институты не имели значения. Правительство прислушивалось к рекомендациям председателя ЗиС независимо от того, был ли он вице-премьером или рядовым депутатом», – пишет публицист Rzeczpospolita Михал Шулджиньский. И констатирует: «Польская власть находится в руках одного человека. Лидер ЗиС определял должности на разных уровнях в министерствах, различного рода компаниях и дипломатии. Любые конституционные или законодательные решения были лишь препятствием для власти, которая находилась в руках одного человека». Публицист припоминает Маяковского («Мы говорим – партия, подразумеваем – Ленин») и делает вывод: «Мы говорим – государство, а подразумеваем – Качиньский». n