В школьных коллективах молодых учителей могут воспринять не очень хорошо. Фото со страницы Педагогического колледжа г. Черняховска в «ВКонтакте»
В системе среднего профессионального педагогического образования рассматривают возможность ввести программы по подготовке учителей основной школы (с 5-го по 9-й класс). Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Что это будет, если будет? Попробуем разобраться.
В любой профессии есть избыток или дефицит кадров. Не являются исключением и школьные учителя. В этом секторе занятости уже давно наблюдается кадровый недобор. Я не про престижные гимназии и лицеи, в которых всегда есть реальный конкурс на должность учителя. Я про школы обыкновенные. Которых по России процентов 95–98.
Дефицит этот возник не вчера. Но проблемы в условиях пандемии ковида это положение только усугубили. Не все учителя старшего возраста дожили до 2023 года. Не все из них смогли освоить дистанционное обучение. Так что пространство вакансий на должность школьного учителя еще более расширилось.
Но основная проблема не в этом. И осмелюсь сказать, даже не в непрестижном уровне оплаты труда учителя. На мой взгляд, дело в неуважении профессии в обществе – со стороны чиновников, родителей и самих детей. Учитель практически бесправен.
Любое чадо по любому поводу может на него наябедничать. И будет разборка. Далеко не всегда в пользу учителя. Любая «яжемать» имеет право высказать учителю любые, даже самые бредовые претензии. И их обязаны рассматривать. Любой директор может указать учителю на внешний вид, манеру обучения и т.д. С учетом невысокого заработка престижность профессии близка к нулю. Как говорится, ни денег, ни славы. Тогда зачем?
Министр просвещения Сергей Кравцов – это чиновник, который обязан обеспечить процесс образования. И в том числе кадрами. Зарплатами учителей он прямо не заведует. Переломить презрительное отношение к учителям в обществе не может. Остановить бегство из школ математиков, преподавателей информатики и лингвистов он не в состоянии. Вот Кравцов и предлагает некий выход. Как на войне: если лейтенанта убили, то командует сержант. Но выход ли это?
Сначала рассмотрим положительные моменты этого предложения. 5–9-е классы – это еще дети. Причем все дети на данной территории, так как основное среднее образование в России является обязательным. И здесь педагогическая составляющая имеет не меньшее значение, чем предметная. А педагогике в колледже за пару лет научить можно. Что до предметной области, то в этих классах ничего очень сложного и недоступного не проходят.
Таким образом, внедрение предлагаемой системы позволит утолить кадровый голод, что в целом хорошо. А то ведь сейчас бывает так, что при болезни учителя математики или физики его может заменять даже учитель физкультуры. Потому что другой замены нет.
Полагаю, что выпускники колледжей будут иметь не так много амбиций, как люди с университетским образованием. Не секрет, что на многие должности в бизнес-секторе высшее образование является обязательным условием. Поэтому эти должности будут для учителей нового поколения закрыты. И кстати, никто не мешает юным учителям продолжить свое образование уже в ранге учителя. На этом плюсы, по-моему, заканчиваются.
Перейдем к минусам. Во-первых, выпускники колледжей будут очень молоды. Ни жизненного опыта, ни своих детей в большинстве случаев у них нет. И им будут противостоять опытные «яжемамы», от общения с которыми даже пожилых учителей, бывает, тошнит. С криками «А ты кто такой?» такие родители будут давить на молодых учителей. И додавят, если учителей не защитить. В том числе законодательно.
Во-вторых, в самих коллективах молодых учителей могут воспринять не очень хорошо. Коллективы-то в основном женские. И появление молодых эффектных девушек кому-то из более зрелых женщин не очень понравится. И начнутся тыканья: не так оделась, не так разговариваешь, не так учишь. И вообще ты из ПТУ, а я с высшим. Не уверен, что это в сочетании с «яжемамами» не отпугнет часть молодых учителей.
В-третьих, нужно продумать вопрос оплаты труда. Вот в вузах за час профессор получает существенно больше доцента, а доцент больше преподавателя, хотя они выполняют примерно одинаковую работу за примерно одно и то же время. В школах есть учителя высшей и первой категорий, но их заработок не так сильно отличается от зарплаты учителя без категории. Нельзя допустить, чтобы молодые учителя после колледжа получали в разы меньше старых именно из-за отсутствия высшего образования. Но это уже другая история…