0
9537
Газета Я так вижу Печатная версия

17.08.2023 20:18:00

Эквадору предстоят трудные и судьбоносные выборы

Новая власть должна отодвинуть страну от экономической и политической пропасти

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук.

Тэги: эквадор, президентские выборы, политика, экономика, кризис


эквадор, президентские выборы, политика, экономика, кризис На фото телевизионные дебаты кандидатов на пост президента Эквадора. Фото Reuters

В ближайшее время народу Эквадора предстоит серьезное испытание. На фоне нестихающих протестов и разгула преступности здесь 20 августа пройдут досрочные всеобщие выборы. Они обусловлены отставкой главы государства – банкира и предпринимателя Гильермо Лассо, избранного на эту должность 21 мая 2021 года с третей попытки. 17 мая 2023 года, пытаясь упредить импичмент, который намеревалась объявить Национальная ассамблея, Лассо распустил ее и назначил досрочные выборы. Сам он баллотироваться не будет. За половину президентского срока, что он находился на посту, Лассо убедился в своей неспособности справиться с серьезными проблемами, которые как снежный ком обрушились на небольшую по территории и численности населения республику.

Особенно сильно ситуация обострилась 9 августа, после убийства в столице страны, Кито, 59-летнего Фернандо Вильявисенсио, кандидата в президенты от движения «Строим Эквадор» и известного борца с наркомафией. Преступление вызвало бурную реакцию в стране и за рубежом и вполне может повлиять на расклад сил в избирательной кампании. Тем более что это не единственное политическое убийство, совершенное за последнее время. 15 августа был убит еще один политик, глава регионального отделения партии «Гражданская революция» Педро Брионес, а 23 июля убили Аугустина Интриаго, мэра города Манта. Президент и председатель избирательной комиссии Диана Атаман, выразив глубокое сожаление в связи со случившимся, заявила о том, что переноса выборов не будет. Руководитель ЦИК выразила надежду на то, что сторонники Вильявисенсио выдвинут другого кандидата. Они это и сделали: их кандидатом стал журналист Кристиан Сурита.

Для участия в выборах зарегистрировались семь претендентов, в частности вторично ставший кандидатом Яку Перес, выдвинутый влиятельной Конфедерацией индейских национальностей. Именно она находилась в авангарде начавшихся 13 июля в Эквадоре массовых протестов, вызванных общей ситуацией в стране. Когда арестовали ее лидера Леонидаса Иса, рядовые члены организации предприняли активные действия по его защите, и в итоге власти его освободили. Яку Перес был известен тем, что несколько месяцев назад возглавил шествие протеста на Кито, причиной которого стало решение правительства отпустить субсидированные цены на горючее. Этот «поход» вызвал панику властей и даже вынудил их временно перенести столицу страны в портовый город Гуаякиль.

Еще одним независимым кандидатом стал предприниматель Даниэль Нобоа, сын крупного банкира, который в свое время сам трижды участвовал в выборах.

Партия «Гражданская революция», созданная экс-главой государства Рафаэлем Корреа, осужденного заочно на восемь лет и не имевшего права баллотироваться впредь, выдвинула бывшего депутата парламента Луизу Гонсалес. У нее есть неплохие шансы для выхода во второй тур. По опросу общественного мнения, она получила 37% голосов и опередила многих конкурентов.

Другой бывший глава государства, инвалид-колясочник Ленин Морено, имел право выдвинуть свою кандидатуру вторично, но по идейным соображениям отказался баллотироваться на второй срок. «Власть – это наркотик, пьянящий и возбуждающий человека», – объяснил он свой поступок. На нынешних выборах сторонники Морено выдвинули Отто Соннерхоснера. Он, а также три других претендента на президентский пост – Перес, предприниматель Хосе Нерваса и адвокат Боливар Армихос подписали пакт в защиту демократических ценностей. А кандидатом от правящей Социал-христианской партии стал Ян Топич, выступавший за усиление борьбы с преступностью. Однако его шансы на успех минимальны.

Кто бы ни стал президентом, ему придется решать те проблемы, которые не смог решить Лассо, что в итоге и привело к нынешнему положению. Надо будет справиться с ростом инфляции, налоговым дефицитом в 70%, высоким уровнем бедности. Лассо придерживался соглашений, достигнутых с Международным валютным фондом (МВФ), который обещал выделить на поддержание эквадорской экономики, просевшей в 2020 году, 6,5 млрд долл. В итоге страна получила 4 млрд. Оставшаяся сумма должна быть предоставлена при условии сокращения участия государства в производственной деятельности и увеличения налога на добавленную стоимость. А это, как убедился Лассо, сделать не так просто.

В рамках борьбы с кризисом глава государства издал декрет, предусматривавший незначительное повышение цен на топливо. Реакция была незамедлительной: тысячи человек вышли на улицы, требуя улучшения качества жизни, повышения заработной платы, достойного медицинского обслуживания и более эффективного преодоления последствий пандемии. По подсчетам экспертов, из-за акций протеста эквадорская экономика ежедневно теряет приблизительно 50 млн долл. Руководитель парламента призвал президента, трижды избежавшего вотума недоверия, возобновить диалог с гражданами. 30 июня президент Лассо согласился провести новый раунд переговоров. В этот же день был подписан Акт мира. В документе предусматривались снижение цены бензина и отмена декретов о преференциях зарубежных кампаний по разработке минералов в районах проживания индейцев. Кроме того, президент сменил ключевых министров. Представители власти и оппоненты начали обсуждать накопившиеся проблемы. В числе приоритетов стоял вопрос выплаты внешнего долга. Но это был запоздалый ход: действия президента уже не могли спасти правительство. Отсюда – новые выборы. Для победы кандидату в президенты нужно набрать 40% голосов при условии, что разрыв со следующим претендентом составит 10%. В ином случае назначается второй тур, который будет 15 октября. 


Читайте также


Минцифры объявило о хакерской атаке

Минцифры объявило о хакерской атаке

Анастасия Башкатова

Черные пятницы, багбаунти, "университеты" – как функционирует теневой киберрынок

0
1022
Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
1031
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1011
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1560

Другие новости