Предполагается, что с 5–6-го класса ребята будут копить «хорошие дела» для своего цифрового портфолио. Фото агентства «Москва»
В октябре 2001 года на фестивале продуктивных школ в Испании передо мной явилась девушка из совсем другого полушария. Эту афроамериканку с каштановой гривой и карими глазами невозможно было не заметить – ее эмоции били через край. Мало того, студентка из нью-йоркского проекта City as school («Город как школа») Мелисса Санфирэнзо привезла с собой кожаную папку, к которой она будто приросла на всех круглых, овальных и прочих дискуссионных столах.
Однажды, оказавшись рядом, осторожно уточнил: что там внутри этой бесценной папки? Вместо ответа из кожаного тайника были извлечены... фотографии ее работы – пара портретов соотечественников и несколько зарисовок «столицы капитализма» с натуры, выставленных на престижной экспозиции в Нью-Йорке. Оказывается, Мелисса искала работу и всем в Барселоне настойчиво демонстрировала эту папку личных достижений: вдруг кто-то сделает ей заказ? Это и поразило – будучи еще студенткой, она работала уже как настоящий бизнесмен, в формате 24/7...
Образ экстравагантной «девочки с папкой» вновь напомнил о себе уже в России в связи с совещанием Рособрнадзора о введении цифрового портфолио. Совещание проходило в мае 2021 года в Санкт-Петербурге. «Весь мир сейчас занимается этим вопросом. Когда серьезные достижения учеников никак не учитываются, потому что не входят в рамки ЕГЭ, – это несправедливо», – поделился, открывая представительное мероприятие, руководитель надзорного ведомства Анзор Музаев. Он уточнил, что в создании цифровых портфолио прежде всего заинтересованы ученики.
Однако на берегах Невы их почему-то не нашлось, виновников торжества, готовых высказаться о пользе ведомственного предприятия. Честно говоря, меня это немного зацепило.
Зато теперь благодаря размещенному в каждом дипломе QR-коду работодатель будет знать, участвовал ли хозяин «умной корочки» в работе студсовета, какие получал оценки, где волонтерил и т.п. Об этом сообщил другой докладчик в Питере. И было похоже, будто брызнул свет из тупика образовательного лабиринта. Тем не менее что-то мешало до конца поверить в хеппи-энд.
При всем благожелательном отношении к двумерному матричному Quick Response code мне не хватило в его рамке неких эксклюзивных сведений о вузовском выпускнике помимо набивших оскомину «был, проходил, участвовал». Да и при чем тут оценки, промежуточные и итоговые? Вряд ли польстятся на такой крючок опытный хедхантер и топ-менеджер, прекрасно зная, что за честно выставленные в документах «удочки» и незачеты едва ли руководство скажет доценту-преподавателю спасибо. И не поймет охотник за человеческим капиталом, какие квалификации вырабатывает у предъявителя IT-диплома участие в коллегиальном органе студенческого самоуправления.
А вот диплому, который получила американка Мелисса из City as school, верят во многих тамошних штатах уже полвека. Город-школа, объясняла автору Мелисса, позволяет моим одноклассникам изучать искусство в лучших музеях и парках Нью-Йорка – собственно, эта детская мечта и привела ее в проект. Томик «Ресурсы CAS» предлагает более 3 тыс. вариантов стажировок (поменять специальность можно за пять секунд): от слесаря в автосервисе до курьера при офисе мэра Нью-Йорка. Вместо оценок каждый студент копит папку достижений, презентация которой предваряет получение диплома.
Но обратимся к мечтам российских подростков. В одном из интервью, еще в 2021 году, глава Рособрнадзора дает понять: к 2030 году значительно вырастет роль портфолио. Класса с шестого ребята будут копить достижения, прорабатывается идея поступления в вуз по портфолио.
Обратите внимание: ведомство взяло паузу длиной в девять лет, прежде чем дать старт очередной реформе. Причина в том, что государство создает, как поясняет главный дежурный по ЕГЭ, «объективную систему учета значимых достижений», а тут спешка ни к чему. Довод второй: каждый из элементов веб-портфолио должен быть соизмерим с дисциплинами сертификата о сдаче ЕГЭ. Цитата: «Трудность тут даже не в оценке, а в уравнении баллов». Наконец, прежде чем собирать урожай талантов, надо еще убедиться, доступны ли ученикам на самом деле внеурочные объединения, обильно прописанные в справках, поступающих из школ. Или, возможно, дети, пока взрослые строчили эти отчеты, скитались по репетиторам?
Как бы там ни было, в Рособрнадзоре твердо уверены, что до 2030 года система высшей школы принципиальных изменений не претерпит. Оно, конечно, let it be, но одного оптимизма в политике бывает недостаточно.
Вспомним широко разрекламированную статистику того же Рособрнадзора: в ковидные 2020 и 2021 годы от участия в ЕГЭ отказались почти 10% выпускников. Есть регионы, где после 11-го класса в колледжи и техникумы ушло более 35% ребят. То есть, имея возможность, они единодушно голосуют против «Бабы-ЕГЭ». При этом необязательно «за» СПО (среднее профессиональное образование) – просто особо им больше некуда деться.
Желание деться куда-то (то есть пристроить себя к делу!) вложено в нас природой. Юридической броней для этого желания и должен в принципе служить известный документ. Можно сказать, что и сама школа в перспективе превратится в увлекательное резюме, туго набитое науками, искусствами, экспериментами. Эту идею мы нашли у Катерины Поливановой. «В последнее время популярны совместные занятия, когда родители с детьми осваивают кулинарные навыки, гончарное дело и пр. Это совершенно другая модель обучения», – размышляет известный психолог.
Но для чего «интегрировать учебные и личные успехи в единый файл», «хранить на ведомственном сервере» и, главное, кому тогда будет принадлежать портфолио? Предлагаю такой вариант...
Человек заходит в студию (секцию, мастер-класс, кружок etc) по собственному делу. А на чеке по пути обратно распечатывается все, что нужно знать об этом событии обществу: дата, время посещения, имя наставника, итог. По-моему, портфолио должен формироваться так же автоматически, как торговый чек. Без малейшего участия чиновника, путем арифметического накопления визитов. При этом чек – документ полной юридической силы, его и в суд можно представить в случае столкновения интересов. Это неприкасаемое достояние ученика, его семьи.