0
15193
Газета Я так вижу Печатная версия

19.04.2023 18:40:00

"Единый" портфолио с элементами ЕГЭ

Цифровой багаж школьника должен формироваться так же автоматически, как торговый чек

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, реформа, ученик, цифровой портфолио, единый файл, достижения


образование, реформа, ученик, цифровой портфолио, единый файл, достижения Предполагается, что с 5–6-го класса ребята будут копить «хорошие дела» для своего цифрового портфолио. Фото агентства «Москва»

В октябре 2001 года на фестивале продуктивных школ в Испании передо мной явилась девушка из совсем другого полушария. Эту афроамериканку с каштановой гривой и карими глазами невозможно было не заметить – ее эмоции били через край. Мало того, студентка из нью-йоркского проекта City as school («Город как школа») Мелисса Санфирэнзо привезла с собой кожаную папку, к которой она будто приросла на всех круглых, овальных и прочих дискуссионных столах.

Однажды, оказавшись рядом, осторожно уточнил: что там внутри этой бесценной папки? Вместо ответа из кожаного тайника были извлечены... фотографии ее работы – пара портретов соотечественников и несколько зарисовок «столицы капитализма» с натуры, выставленных на престижной экспозиции в Нью-Йорке. Оказывается, Мелисса искала работу и всем в Барселоне настойчиво демонстрировала эту папку личных достижений: вдруг кто-то сделает ей заказ? Это и поразило – будучи еще студенткой, она работала уже как настоящий бизнесмен, в формате 24/7...

Образ экстравагантной «девочки с папкой» вновь напомнил о себе уже в России в связи с совещанием Рособрнадзора о введении цифрового портфолио. Совещание проходило в мае 2021 года в Санкт-Петербурге. «Весь мир сейчас занимается этим вопросом. Когда серьезные достижения учеников никак не учитываются, потому что не входят в рамки ЕГЭ, – это несправедливо», – поделился, открывая представительное мероприятие, руководитель надзорного ведомства Анзор Музаев. Он уточнил, что в создании цифровых портфолио прежде всего заинтересованы ученики.

Однако на берегах Невы их почему-то не нашлось, виновников торжества, готовых высказаться о пользе ведомственного предприятия. Честно говоря, меня это немного зацепило.

Зато теперь благодаря размещенному в каждом дипломе QR-коду работодатель будет знать, участвовал ли хозяин «умной корочки» в работе студсовета, какие получал оценки, где волонтерил и т.п. Об этом сообщил другой докладчик в Питере. И было похоже, будто брызнул свет из тупика образовательного лабиринта. Тем не менее что-то мешало до конца поверить в хеппи-энд.

При всем благожелательном отношении к двумерному матричному Quick Response code мне не хватило в его рамке неких эксклюзивных сведений о вузовском выпускнике помимо набивших оскомину «был, проходил, участвовал». Да и при чем тут оценки, промежуточные и итоговые? Вряд ли польстятся на такой крючок опытный хедхантер и топ-менеджер, прекрасно зная, что за честно выставленные в документах «удочки» и незачеты едва ли руководство скажет доценту-преподавателю спасибо. И не поймет охотник за человеческим капиталом, какие квалификации вырабатывает у предъявителя IT-диплома участие в коллегиальном органе студенческого самоуправления.

А вот диплому, который получила американка Мелисса из City as school, верят во многих тамошних штатах уже полвека. Город-школа, объясняла автору Мелисса, позволяет моим одноклассникам изучать искусство в лучших музеях и парках Нью-Йорка – собственно, эта детская мечта и привела ее в проект. Томик «Ресурсы CAS» предлагает более 3 тыс. вариантов стажировок (поменять специальность можно за пять секунд): от слесаря в автосервисе до курьера при офисе мэра Нью-Йорка. Вместо оценок каждый студент копит папку достижений, презентация которой предваряет получение диплома.

Но обратимся к мечтам российских подростков. В одном из интервью, еще в 2021 году, глава Рособрнадзора дает понять: к 2030 году значительно вырастет роль портфолио. Класса с шестого ребята будут копить достижения, прорабатывается идея поступления в вуз по портфолио.

Обратите внимание: ведомство взяло паузу длиной в девять лет, прежде чем дать старт очередной реформе. Причина в том, что государство создает, как поясняет главный дежурный по ЕГЭ, «объективную систему учета значимых достижений», а тут спешка ни к чему. Довод второй: каждый из элементов веб-портфолио должен быть соизмерим с дисциплинами сертификата о сдаче ЕГЭ. Цитата: «Трудность тут даже не в оценке, а в уравнении баллов». Наконец, прежде чем собирать урожай талантов, надо еще убедиться, доступны ли ученикам на самом деле внеурочные объединения, обильно прописанные в справках, поступающих из школ. Или, возможно, дети, пока взрослые строчили эти отчеты, скитались по репетиторам?

Как бы там ни было, в Рособрнадзоре твердо уверены, что до 2030 года система высшей школы принципиальных изменений не претерпит. Оно, конечно, let it be, но одного оптимизма в политике бывает недостаточно.

Вспомним широко разрекламированную статистику того же Рособрнадзора: в ковидные 2020 и 2021 годы от участия в ЕГЭ отказались почти 10% выпускников. Есть регионы, где после 11-го класса в колледжи и техникумы ушло более 35% ребят. То есть, имея возможность, они единодушно голосуют против «Бабы-ЕГЭ». При этом необязательно «за» СПО (среднее профессиональное образование) – просто особо им больше некуда деться.

Желание деться куда-то (то есть пристроить себя к делу!) вложено в нас природой. Юридической броней для этого желания и должен в принципе служить известный документ. Можно сказать, что и сама школа в перспективе превратится в увлекательное резюме, туго набитое науками, искусствами, экспериментами. Эту идею мы нашли у Катерины Поливановой. «В последнее время популярны совместные занятия, когда родители с детьми осваивают кулинарные навыки, гончарное дело и пр. Это совершенно другая модель обучения», – размышляет известный психолог.

Но для чего «интегрировать учебные и личные успехи в единый файл», «хранить на ведомственном сервере» и, главное, кому тогда будет принадлежать портфолио? Предлагаю такой вариант...

Человек заходит в студию (секцию, мастер-класс, кружок etc) по собственному делу. А на чеке по пути обратно распечатывается все, что нужно знать об этом событии обществу: дата, время посещения, имя наставника, итог. По-моему, портфолио должен формироваться так же автоматически, как торговый чек. Без малейшего участия чиновника, путем арифметического накопления визитов. При этом чек – документ полной юридической силы, его и в суд можно представить в случае столкновения интересов. Это неприкасаемое достояние ученика, его семьи. 


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1522
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2273
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1612
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3003

Другие новости