ГАЗ оценил свои убытки от прекращения сотрудничества с VW в 15,6 миллиарда рублей. Фото с сайта www.vwgroup.ru
На фоне антироссийских санкций многие западные компании потянулись на выход с российского рынка. Важно, чтобы в этом процессе в первую очередь соблюдались интересы отечественного бизнеса. Особенно той его части, которая больше всего пострадала от зарубежных ограничений и вызванных ими проблем в экономике. На недавнем совещании с правительством президент Владимир Путин среди таких отраслей особо отметил автопром.
Здесь разворачивается показательная во многих отношениях история. Немецкий автогигант Volkswagen решил продать свои активы в России. При этом у него возникли разногласия по разводу с местным партнером – компанией ГАЗ. Теперь российский автопроизводитель через суд требует возмещения убытков от разрыва сотрудничества в размере 15,6 млрд руб.
Отношения ГАЗа с VW имеют многолетнюю историю. Когда в Россию начали приходить мировые автогиганты, ГАЗ был для них желанным партнером как одно из крупнейших в стране автомобильных производств с надежной бизнес-моделью и широкими возможностями – от легковых машин и автобусов до тяжелых грузовиков. В компании сделали ставку на VW, рассчитывая, что сотрудничество будет всеобъемлющим и долгосрочным.
Этот расчет длительное время полностью оправдывался. В 2012 году на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде был запущен выпуск автомобилей VW и Skoda полного цикла. Для этого ГАЗ создал новые цехи и инфраструктуру, построил учебный центр, обучил свыше 3 тыс. сотрудников. Инвестиции в проект составили 300 млн евро. Партнеры также занимались созданием совместных продуктов, компонентной базой, экспортными проектами – соглашения об этом подписаны в 2017 году.
Стороны были довольны широким взаимодействием. Volkswagen запускал на ГАЗе новые модели для российского рынка, а затем еще и начал поставлять их в Европу. А ГАЗ ставил на свои автомобили двигатели немецкого партнера и прорабатывал локализацию моторов: соответствующие обязательства были включены в специальный инвестиционный контракт компании.
Сотрудничество прекратилось из-за решения VW покинуть Россию. Компания остановила производства и ушла с нижегородской площадки ГАЗа. А затем стала проводить конкурс по продаже собственного завода в Калуге. В это время на ГАЗе, который связывало с VW соглашение до 2025 года, образовались простаивающие мощности в 140 тыс. легковых автомобилей в год, потеряны 3 тыс. рабочих мест и многомиллиардные инвестиции.
Российская компания обратилась в суд с требованием взыскать с бывшего партнера 15,6 млрд руб. убытков. В качестве обеспечительной меры активы VW арестованы. «Поход ГАЗа в суд и заморозка активов закономерны – VW сначала нужно по справедливости развестись с прошлым партнером, а потом уже искать выгоду от продажи своих активов в России, – считает профессор ВШЭ Марат Баширов. – Сейчас пиарщики европейского концерна давят на то, что из-за иска страдает калужский завод. Только трудно поверить в то, что немецкий концерн, остановивший свои производства в России уже больше года назад, действительно волнуется о судьбе калужского завода». Экономист Никита Кричевский добавляет, что, помимо прочего, «за последние 10 лет VW получил от благоприятного режима работы в России порядка 350 млрд руб. выгоды (таможенные льготы, компенсации утильсбора, участие в программах стимулирования рынка и пр.)».
Эксперты уверены: прежде чем окончательно покинуть страну, немецкий автогигант должен заплатить по счетам. Такого же мнения придерживаются и в Госдуме. Депутат Наталья Назарова попросила Минпромторг взять ситуацию под контроль. «Разве мы можем позволять западной компании, которая содействует антироссийским санкциям, выторговывать себе тепличные условия ухода из страны, в то время как эта же компания наносит удар по одному из ведущих автопроизводителей страны?» – заявила она. Парламентарий призвала «не допустить такой безнаказанности, которая может еще и создать прецедент для других западных компаний».