0
15595
Газета Я так вижу Печатная версия

02.04.2023 19:06:00

Volkswagen остановили на выходе

Прежде чем окончательно покинуть страну, немецкий автогигант должен заплатить по счетам, уверены эксперты

Петр Твердов

Об авторе: Петр Твердов – политический обозреватель при главном редакторе «НГ».

Тэги: антироссийские санкции, западные компании, фольксваген, активы, газ, иск, убытки

Все статьи по теме "Санкционные войны"

антироссийские санкции, западные компании, фольксваген, активы, газ, иск, убытки ГАЗ оценил свои убытки от прекращения сотрудничества с VW в 15,6 миллиарда рублей. Фото с сайта www.vwgroup.ru

На фоне антироссийских санкций многие западные компании потянулись на выход с российского рынка. Важно, чтобы в этом процессе в первую очередь соблюдались интересы отечественного бизнеса. Особенно той его части, которая больше всего пострадала от зарубежных ограничений и вызванных ими проблем в экономике. На недавнем совещании с правительством президент Владимир Путин среди таких отраслей особо отметил автопром.

Здесь разворачивается показательная во многих отношениях история. Немецкий автогигант Volkswagen решил продать свои активы в России. При этом у него возникли разногласия по разводу с местным партнером – компанией ГАЗ. Теперь российский автопроизводитель через суд требует возмещения убытков от разрыва сотрудничества в размере 15,6 млрд руб.

Отношения ГАЗа с VW имеют многолетнюю историю. Когда в Россию начали приходить мировые автогиганты, ГАЗ был для них желанным партнером как одно из крупнейших в стране автомобильных производств с надежной бизнес-моделью и широкими возможностями – от легковых машин и автобусов до тяжелых грузовиков. В компании сделали ставку на VW, рассчитывая, что сотрудничество будет всеобъемлющим и долгосрочным.

Этот расчет длительное время полностью оправдывался. В 2012 году на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде был запущен выпуск автомобилей VW и Skoda полного цикла. Для этого ГАЗ создал новые цехи и инфраструктуру, построил учебный центр, обучил свыше 3 тыс. сотрудников. Инвестиции в проект составили 300 млн евро. Партнеры также занимались созданием совместных продуктов, компонентной базой, экспортными проектами – соглашения об этом подписаны в 2017 году.

Стороны были довольны широким взаимодействием. Volkswagen запускал на ГАЗе новые модели для российского рынка, а затем еще и начал поставлять их в Европу. А ГАЗ ставил на свои автомобили двигатели немецкого партнера и прорабатывал локализацию моторов: соответствующие обязательства были включены в специальный инвестиционный контракт компании.

Сотрудничество прекратилось из-за решения VW покинуть Россию. Компания остановила производства и ушла с нижегородской площадки ГАЗа. А затем стала проводить конкурс по продаже собственного завода в Калуге. В это время на ГАЗе, который связывало с VW соглашение до 2025 года, образовались простаивающие мощности в 140 тыс. легковых автомобилей в год, потеряны 3 тыс. рабочих мест и многомиллиардные инвестиции.

Российская компания обратилась в суд с требованием взыскать с бывшего партнера 15,6 млрд руб. убытков. В качестве обеспечительной меры активы VW арестованы. «Поход ГАЗа в суд и заморозка активов закономерны – VW сначала нужно по справедливости развестись с прошлым партнером, а потом уже искать выгоду от продажи своих активов в России, – считает профессор ВШЭ Марат Баширов. – Сейчас пиарщики европейского концерна давят на то, что из-за иска страдает калужский завод. Только трудно поверить в то, что немецкий концерн, остановивший свои производства в России уже больше года назад, действительно волнуется о судьбе калужского завода». Экономист Никита Кричевский добавляет, что, помимо прочего, «за последние 10 лет VW получил от благоприятного режима работы в России порядка 350 млрд руб. выгоды (таможенные льготы, компенсации утильсбора, участие в программах стимулирования рынка и пр.)».

Эксперты уверены: прежде чем окончательно покинуть страну, немецкий автогигант должен заплатить по счетам. Такого же мнения придерживаются и в Госдуме. Депутат Наталья Назарова попросила Минпромторг взять ситуацию под контроль. «Разве мы можем позволять западной компании, которая содействует антироссийским санкциям, выторговывать себе тепличные условия ухода из страны, в то время как эта же компания наносит удар по одному из ведущих автопроизводителей страны?» – заявила она. Парламентарий призвала «не допустить такой безнаказанности, которая может еще и создать прецедент для других западных компаний». 


Читайте также


Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
2584
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2836
На разломе эпох и с колючим предчувствием открытий – чем может удивить Сергей Щукин сегодня

На разломе эпох и с колючим предчувствием открытий – чем может удивить Сергей Щукин сегодня

Анастасия Башкатова

Любой дом таит в себе множество секретов, но особенно – дом коллекционера

0
2691
Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2762

Другие новости