Фото сайта mil.ru
Несмотря на согласие военных властей Судана на создание на побережье российского пункта материально-технического обслуживания (МТО), судьба этого объекта по-прежнему зависит от того, как быстро сумеют, и сумеют ли вообще, тамошние генералы договориться с гражданской оппозицией о выходе из глубокого политического кризиса. Казалось бы, дело остается за малым – взять и ратифицировать достигнутые договоренности с Россией, тем более что во многих странах такая процедура представляет собой формальность и часто проходит без сучка и без задоринки.
Однако в случае с Суданом все будет происходить скорее всего с точностью до наоборот. Во-первых, нужно сначала сформировать правительство и тот законодательный орган, которому предстоит ратифицировать достигнутые с Россией договоренности. Беда в том, что никто пока не знает, как точно он будет называться, не говоря уже о том, какой там будет расклад политических сил. Не исключено, что в нем возобладают прозападные, антироссийски настроенные фракции.
Ведь приезд на минувшей неделе в Хартум главы российского МИДа Сергея Лаврова совпал по времени с визитом туда шести посланников США и ЕС, которые будут из кожи вон лезть, чтобы помешать России развивать отношения с Африкой в связи со специальной военной операцией в Украине. Кстати, эта же «шестерка» западных дипломатов наведывалась одновременно с Лавровым и в Мавританию.
Во-вторых, в Судане наблюдается крайне сложная внутриполитическая обстановка. Военные власти страны ведут непростые переговоры с рядом политических сил о восстановлении гражданского правительства после более чем года правления в результате военного переворота в октябре 2021 года. При этом некоторые наиболее агрессивно настроенные силы в продемократическом лагере Судана даже отказываются вступать в диалог с военными лидерами.
В Судане сообщили о том, что Москва удовлетворила последние требования Хартума, в том числе согласилась предоставить ему больше оружия и снаряжения. С учетом кризиса, который переживает страна, такие требования выглядят обоснованными. По словам неназванного суданского чиновника, «русские сняли все наши опасения, и сделка была одобрена». Официальные лица не представили дополнительной информации и говорили на условиях анонимности, отказываясь от комментариев.
Изначально договоренности с Россией были достигнуты в 2017 году еще при диктаторе Омаре аль-Башире. Они стали частью усилий Москвы по восстановлению ее военно-морского присутствия в различных частях земного шара. Соглашение рассчитано на 25 лет с автоматическим продлением на 10 лет, если ни одна из сторон не будет против. Оно позволяет России содержать на базе до 300 человек личного состава и одновременно обслуживать четыре корабля, в том числе с ядерными силовыми установками.
Соглашение обеспечит присутствие военных кораблей РФ в Красном море и Индийском океане, а также избавит их от необходимости совершать длительные переходы для ремонта. Кроме того, пункт МТО в Судане может стать важным логистическим узлом для российского флота. В частности, Судан обеспечивает прямой доступ к не имеющим выхода к морю странам Сахеля, расположенным южнее Сахары.
В феврале 2021 года начальник Генштаба вооруженных сил генерал Мухаммед Осман аль-Хусейни заявил, что Хартум пересмотрит условия соглашения с Москвой. По всей видимости, тогда суданским военным могло показаться, что они или запросили слишком малую цену за предоставление России своей территории под базу ВМФ, или решили уступить капризам свергнутого ими премьера Абдуллы Хамдока, действовавшего, вероятно, по американской указке.
Как бы то ни было, ровно через год зампредседателя Суверенного совета Судана, командующий военизированными силами оперативной поддержки генерал Мухаммед Хамдан Дагало провел в Москве переговоры. По их завершении он заявил, что Судан не возражает против подписания соглашения с Россией, поскольку документ «не противоречит интересам национальной безопасности страны».
Между тем сложная внутриполитическая обстановка, тяжелый экономический кризис и влияние западных держав не дают гарантий того, что достигнутые договоренности будут даже на этот раз выполнены и в районе Порт-Судана на Красном море в скором времени откроется российский пункт МТО.
Впрочем, поводов для чрезмерно пессимистических прогнозов по этому поводу у Москвы тоже быть не должно. В случае неудачи с созданием суданского пункта МТО у России может появиться запасной вариант в виде аналогичного объекта, но уже на саудовском побережье того же Красного моря или Персидского залива.
РИА Новости со ссылкой на российского посла в Саудовской Аравии Сергея Козлова сообщило о расширении военно-технического взаимодействия между Москвой и Эр-Риядом. По мнению дипломата, в ближайшее время саудовцы намерены активизировать свои усилия на этом направлении. Представители обеих стран часто контактируют по этому вопросу, в том числе над этим работает межправительственная комиссия.
Козлов полагает, что заинтересованность саудовского королевства в поиске новых партнеров связана с угрозой Вашингтона пересмотреть отношения с Эр-Риядом. Не исключено, что в скором времени американцы будут еще больше недовольны «самоуправством» саудовцев.
Такой поворот может оказаться, считают российские эксперты, даже намного перспективнее суданского проекта. Бедность Хартума делает его намного более податливым чужому влиянию и более непредсказуемым. Сегодня суданцы дали слово, а завтра его забрали, как это уже бывало.