На фото Радослав Сикорский. Фото Reuters
Когда евродепутат Радослав Сикорский в эфире радио Zet, ничуть не сомневаясь, сказал, что правящая в Польше партия «Закон и справедливость» (ЗиС) уже в первые 10 дней российской специальной военной операции думала о возможности раздела Украины, далеко не все слушатели смогли предвидеть, каким эхом разнесется такое откровение.
Если бы на эту тему что-то подобное произнес какой-нибудь политик, реакция была бы скорее всего отстраненной. Ну, ляпнул человек, что не положено. Но Сикорский не «какой-нибудь»: экс-министр обороны, семь лет возглавлял МИД, бывший маршал Сейма (спикер нижней палаты парламента). Ко всему прочему близкий соратник Дональда Туска, председателя главной оппозиционной силы – партии «Гражданская платформа» (ГП). Поэтому первым, кто откликнулся в Twitter на прозвучавшее откровение, был премьер-министр Матеуш Моравецкий: «Бывший министр иностранных дел должен взвешивать слова. Я жду опровержения этих позорных заявлений. Призываю оппозицию дистанцироваться от заявления Радослава Сикорского».
Наспех выдвинутое Моравецким обвинение Сикорскому, которого назвали распространяющим российскую пропаганду агентом Кремля, – это неуклюжая попытка скрыть захватнические намерения, которые давно являются секретом Полишинеля. Несколько раз о планах Польши аннексировать в качестве компенсации за помощь Украине часть ее западной территории (в расчет входят Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области Украины) заявлял глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. Упоминал об аппетитах Варшавы на Восточные Кресы (так поляки называют некогда входившие в состав Польши земли) глава российского МИДа Сергей Лавров. О том, что «многие страны Запада желают поучаствовать в разделе Украины, но Польша занимает наиболее агрессивную позицию по данному вопросу», заявлял и представитель ЛНР в Москве Родион Мирошник. На своих брифингах неоднократно касалась этой тематики официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которая теперь констатировала: «Мы, собственно, об этом и говорили... Только не было официальных подтверждений. А теперь есть».
В сущности, сама Варшава не раз давала повод присмотреться к ее особому вниманию к восточным соседям по мере разрастания конфликта. Началось с провалившейся попытки введения польских миротворческих сил в западные области Украины, которую инициировал лидер ЗиС Ярослав Качиньский. Была идея провести референдум среди украинского населения о присоединении западных земель к Польше. Явью «крепнущих связей» стало тесное общение президентов Анджея Дуды и Владимира Зеленского. Между делом был внедрен особый статус для поляков, которые получили право не только свободного передвижения, устройства на работу, но и занимать руководящие должности в Украине.
Правящая партия сочла складывающиеся обстоятельства благоприятными, чтобы в давшую старт избирательную кампанию к парламентским выборам осенью обрушить сокрушительную критику не только на Сикорского, но и на всю ГП во главе с Туском. Правда, и в оппозиции, которая сейчас склоняется к формированию блока («Только так можно победить ЗиС»), некоторые поспешили отмежеваться, пусть и стеснительно, от откровений Сикорского. «Радослав Сикорский – опытный политик, и ему просто нужно больше следить за тем, что он говорит», – открестился от партийного коллеги Борис Будка, глава парламентской фракции «Гражданская коалиция», вице-председатель ГП.
Однако на деле выходит так, что больше следят за тем, что говорит Сикорский. До сих пор не могут забыть, как сразу после диверсии на «Северном потоке» Сикорский поблагодарил США. А на днях в ходе интернет-интервью на вопрос, кто взорвал газопровод, ответил: «У трех стран был интерес: Украина, Польша, частный сектор в США. Остальное остается для самостоятельного анализа».
Сикорский – политик незаурядный, опытнейший и амбициозный. По-прежнему активный и энергичный. Ему тесно в кресле европейского парламентария, он рвется вернуться в польскую политику. Неслучайно он не опровергает приписываемые ему слова: «Если бы ГП выдвинула меня, а не Тшасковского, кандидатом в президенты, то Дуды сейчас бы не было». Он многократно встречался с Сергеем Лавровым, отстаивал участие России в международной жизни и даже предполагал ее членство в НАТО. Регулярность российско-польского общения пришлась на годы правительства Туска, когда главой польского МИДа был Сикорский (2007–2014). Именно Сикорский и Лавров подписали в Варшаве в 2013 году Программу-2020 в российско-польских отношениях, которая не по вине Москвы рассыпалась как карточный домик. У нынешней власти Сикорский заслужил черную метку пророссийского политика, хотя таковым не является.
Конечно, удар Сикорского под дых власти прибавил головной боли Туску, от которого потребовали дать соответствующую оценку откровениям близкого соратника. Лидер ГП встретился с Сикорским за закрытыми дверьми. Разговор остался, как говорится, за кадром, но свою оценку Туск все же выставил.
На встрече с избирателями он отметил деятельность Сикорского на пользу Польши, а его высказывания объяснил взрывным темпераментом. «Неужели так важно, что Сикорский с темпераментом, иногда с преувеличением, но, как правило, метко что-то скажет о том, что происходит в Польше или в мире?» – задался вопросом Туск и добавил: «Заслуги Сикорского, когда речь идет об организации ЕС вокруг интересов Украины, невозможно переоценить. Именно он предупредил Украину о действиях России».
В четверг вице-премьер, министр национальной обороны Мариуш Блащак в очередной раз от имени власти опроверг высказывания Сикорского о возможном разделе Украины. Он подчеркнул, что такой сценарий не рассматривался, а Польша поддерживала Украину и до 24 февраля 2022 года. На вопрос, как он интерпретирует слова Сикорского, Блащак ответил: «Можно сказать, что доволен этими словами один политик – правитель Кремля».
Тем не менее Сикорский в этой ситуации не остался одинок. «Я думаю так же, как Радек Сикорский. Призываю Моравецкого рассказать нам правду об этом, потому что косвенные доказательства значительны и говорят о том, что это было именно так», – отозвался в соцсетях экс-министр финансов Ян Ростовский.