Гурбангулы Бердымухамедову досталось самое главное кресло в стране. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm
На чемпионате мира по изменению Конституции Туркменистан занял бы, без сомнения, первое место. И не только по формальным признакам, а по существу, оставаясь на бумаге, то есть по тексту Конституции, президентской республикой по форме правления, фактический государственный строй в стране менялся несколько раз, причем в последние несколько лет – фундаментально. В 2016 году все ветви власти были подчинены президенту через создание Халк Маслахаты (Народный совет), куда вошли исполнительная, законодательная, судебная власть и прочие органы государственного управления. Затем, также внезапно, Народный совет был снова ликвидирован. И в Конституции тоже. Более того, степень развития демократии и парламентаризма в 2021 году зашла так далеко, что впервые за всю историю был учрежден двухпалатный парламент, где верхняя палата представляла права регионов, а нижняя стала законодательным органом в общепризнанном понимании. Однако не стоит переоценивать демократический и реформаторский раж туркменской власти – верхнюю палату парламента все же возглавил действующий на тот момент президент Гурбангулы Бердымухамедов, тем самым поправ нормы Конституции, которая прямо запрещала подобное совмещение должностей.
Но в конце 2021 года президент Бердымухамедов вдруг заговорил о необходимости «дать дорогу молодым», о том, что достиг возраста Пророка и вообще устал. Без всяческого оформления отставки он инициировал выборы нового главы государства и в результате скоротечной выборной гонки победил его сын Сердар. Но сам Гурбангулы Бердымухамедов не ушел в никуда; оставаясь на должности председателя верхней палаты парламента, он постоянно исподволь демонстрировал свое присутствие и влияние.
Картина для Туркменистана получилась благостная – президент Сердар Бердымухамедов занимается оперативным управлением страной, его отец изредка изрекает что-то мудрое и снова погружается в строительство города имени себя, который был назван Аркадаг в честь президента-отца. В вольном переводе «аркадаг» означает «покровитель», будучи именем собственным, Аркадаг означает Гурбангулы Бердымухамедова. Но это еще не все. Его сына-президента теперь называют Аркадаглы Сердар, что буквально означает Сердар Аркадагович, а фигурально – Сердар, поддерживаемый и освящаемый Аркадагом.
Но что-то в этой формуле туркменскую власть перестало устраивать. В начале января Аркадаг объявил, что существующая парламентская система успела устареть (за два неполных года) и страна срочно нуждается в новом органе управления, организации и консолидации. Для этого на 21 января было назначено внеочередное собрание Народного совета, которое состоялось.
Чтобы не путать читателя названиями государственных структур на туркменском языке, упомянем их разом и поясним, что есть что. Итак, до 21 января в Туркменистане существовал двухпалатный парламент, верхняя и нижняя палаты вместе назывались Милли Генгеш Туркменистана. При этом верхняя палата имела название Халк Маслахаты Милли Генгеша, а нижняя – Меджлис Милли Генгеша. Согласно последней реформе, Милли Генгеш в существовавшем виде упраздняется, как и верхняя палата парламента – Халк Маслахаты. Нижняя палата становится просто парламентом.
А вот дальше начинается самое интересное. Учреждается новый, так называемый высший совещательный орган, который будет называться Халк Маслахаты (Народный совет). В него войдут президент, члены парламента, члены правительства, председатель Верховного суда, генеральный прокурор, руководители регионов, а также представители общественности – СМИ, профсоюзов, общественных организаций и т.д. Самым щекотливым моментом мог бы стать вопрос о председателе этой вновь созданной структуры, так как механизм выборов на этот пост никак не определен – ни в Конституции страны, ни другими нормативными актами. Но только не в Туркменистане! Президент Сердар Бердымухамедов подписывает указ, согласно которому его отец Гурбангулы Бердымухамедов назначается на должность председателя Халк Маслахаты – Народного совета. Так как президент по должности входит в состав Халк Маслахаты, то Сердар Бердымухамедов своим указом просто назначил сам себе начальника в виде собственного отца. Но не только – был назначен начальник для законодательной, судебной, исполнительной, региональной власти, всей формализованной общественности, включая профсоюзы и СМИ. Теперь Гурбангулы Бердымухамедов, менее года назад добровольно покинувший пост президента и фактически передавший его своему сыну, вновь возвращается во власть, взобравшись еще выше поста президента.
Когда-то Аркадаг, тогда еще молодой президент, как он сам про себя говорил, отказываясь от наследия Ниязова (первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). – «НГ») и ликвидируя созданные им одиозные государственные конструкции, отказался от точно такого же Халк Маслахаты и полностью переписал Конституцию, вымарывая оттуда все наследие Туркменбаши. В честь принятия новой редакции Конституции в 2008 году был воздвигнут Монумент Конституции, куда сгоняли радоваться бюджетников. Тогда фактически была предпринята попытка переучредить государство, покончив со всеми двусмысленностями в истоках легитимности самого Гурбангулы Бердымухамедова, а двусмысленностей тогда хватало. Сейчас история удивительным образом повторяется – Гурбангулы Бердымухамедов снова получает абсолютную власть. Но легитимность этой власти ничтожна. Лидерство нужно постоянно доказывать и с кем будет соревноваться Аркадаг? С собственным сыном, сведя его роль к роли безропотного премьер-министра, уничтожив всю его политическую да и любую иную самостоятельность? Не говоря о том, что авторитету и репутации президента, как государственного института, нанесен колоссальный ущерб, как и репутации самого Сердара Аркадаговича.
23 января президент Сердар Бердымухамедов подписал закон «О Национальном лидере туркменского народа», который обеспечит Гурбангулы Бердымухамедову и членам его семьи право неприкосновенности и ряд других льгот, сообщила правительственная газета «Нейтральный Туркменистан».