На фото открытие СПГ-терминала в Вильгельмсхафене. Фото Reuters
Федеральное Министерство экономики Германии ожидает существенного избытка голубого топлива после ввода в эксплуатацию всех терминалов сжиженного природного газа (СПГ). С учетом запланированных плавучих установок хранения и регазификации (процесс преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное) суммарная мощность таких, а также сухопутных терминалов превысит объем импорта голубого топлива из России 2021 года, пишет медиасервис Table Media со ссылкой на конфиденциальный отчет Министерства экономики Германии.
Согласно документу, на Северном и Балтийском морях запланировано строительство 10 плавучих терминалов, шесть из которых будут с государственным участием. Первый из них, кстати, был открыт на минувшей неделе на Северном море в районе города Вильгельмсгафена. К 2024 году мощность только данных терминалов составит от 53 млрд до 67 млрд куб. м газа в год. Кроме того, к 2026 году планируется строительство еще и трех сухопутных терминалов, суммарная мощность которых будет достигать 50 млрд куб. м. Для сравнения: в 2021 году по газопроводу из России в Германию было импортировано 54 млрд куб. м.
Кроме того, в отчете отмечается, что избыток голубого топлива будет усугубляться тем, что другие страны ЕС также импортируют СПГ, спрос на который в ФРГ к 2030 году значительно сократится. В связи с этим шансы на реализацию некоторых СПГ-проектов оказались под вопросом. Так, во избежание возможного избытка энергоресурсов бюджетный комитет заморозил финансирование шестого терминала, строительство которого было запланировано с госучастием. Согласно отчету, на данный момент Министерство экономики не видит «реалистичного сценария для ввода в эксплуатацию ранее запланированного СПГ-терминала в Гамбурге по причине ограниченной пропускной способности трубопроводов».
Ранее примерно половину объемов голубого топлива ФРГ импортировала из России. Не следует забывать, что Германия также импортирует газ из Норвегии и стран Бенилюкса, которые уже используют СПГ-терминалы. В связи с этим немецкие эксперты задаются вопросом, действительно ли была необходимость в строительстве собственных терминалов.
По сути, есть лишь два пути: замена одного импортера другим или снижение спроса. Замена импортера, учитывая сегодняшние рыночные цены за кубометр голубого топлива, приведет лишь к его дальнейшему удорожанию. Снижение спроса является хоть и более сложным, однако более выгодным и перспективным вариантом, особенно учитывая климатические цели Германии и взятые ею на себя обязательства.
В последние 10 лет Германия платила около 18 млрд евро ежегодно за импорт природного газа. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ближайшие годы средние расходы на импорт могут вырасти еще на 15–25 млрд евро в год. По сути, это будет означать удвоение ежегодных затрат на приобретение голубого топлива до конца десятилетия.
Выросшие цены на газ будут неминуемо «конвертироваться» в более высокие цены для немецких домохозяйств, а также промышленных предприятий. Семье, которая потребляет 20 тыс. кВт-ч в год на отопление, до конца десятилетия придется доплачивать около 1,3 тыс. евро ежегодно. Таким образом, до конца 2030 года счета за газ для домохозяйств увеличатся вдвое.
Если ЕС намерен найти замену газу из России и делает ставку на СПГ, то для начала Евросоюзу следует решить вопросы логистики. Танкеры, предназначенные для транспортировки СПГ, вмещают до 175 тыс. куб. м сжиженного газа, что соответствует примерно 90 млн куб. м менее плотного трубопроводного газа. По данным Института экономики и судоходства, для транспортировки потребуется 160 новых танкеров. При средней цене за единицу в 220 млн долл. инвестиции в проект составят не менее 35 млрд. И это без учета вопросов обращения с отходами, охраны окружающей среды и т.д.
Нюрнберг