Зачастую происходит подмена экологического образования всякого рода разрозненными активностями, так называемым экологическим воспитанием. Фото с сайта www.gornayaschool.ru
В «НГ» от 14.12.22 была опубликована статья доктора философских наук, профессора РАНХиГС Низами Мамедова – «Биосфера повышенной чувствительности», посвященная проблемам экологического образования в России. Эта тема становится обсуждаемой в СМИ, которые не являются профильными/педагогическими, что говорит о многом. Проблематика экологического образования – грамотности – культуры – способа взаимодействия со средой обитания выходит далеко за рамки только педагогической практики, как совершенно справедливо заметил автор.
Статья профессора Мамедова очень актуальна сегодня. Мы живем во время пересмотра и слома многих привычных и устоявшихся вещей, смены системы ценностей и установок в обществе. Мы наблюдаем все более усиливающийся запрос общества на устойчивость и стабильность (это к вопросу о концепции и процессе устойчивого развития) и на образ будущего. Основой образа будущего, которого мы хотим, должны стать экологическое образование и экологическая культура.
Автор сетует на то, что существующее образование не отвечает современным вызовам, что оно ориентировано на прошлое, а не на будущее. В статье автор также говорит о том, что экологическое образование не прижилось в системе обязательного школьного образования. Представляется, что ответ может быть заложен в этом противоречии – несовременная система образования не может принять такое суперсовременное образование, как экологическое.
Суперсовременность экологического образования определяется многими содержательными факторами, заложенными в нем, в том числе и теми аспектами развития естествознания, о которых пишет автор. Для успешной реализации современного экологического образования от всех участников процесса, а особенно от педагогов, требуется целый набор когнитивных качеств: развитое системное мышление, умение предвидеть и просчитывать последствия тех или иных влияний и действий, высокая эрудиция и эмоциональный интеллект, обладание одновременно возможностями анализа и синтеза, высокая осознанность и философский взгляд на обсуждаемые проблемы.
Но все это – определенное «качество человека» и огромные затраты временных и иных ресурсов, которые не приводят к прямым показателям эффективности учителя и/или образовательной организации. А значит, по мнению лиц, принимающих решения, – от высоких чиновников и до директоров школ, – тратить на экологическое образование ограниченные ресурсы смысла нет.
По мнению Низами Мамедова, решить проблему экологического образования в России сможет закрепление его на законодательном уровне и введение ЕГЭ по экологии. Возможно, отчасти это так, но только отчасти. В целом же данную проблему введением ЕГЭ не решить, поскольку она гораздо глубже, чем нормативная и образовательная.
Что касается нормативно-правовой базы экологического образования, то она довольно обширная и емкая и при желании позволяет реализовывать комплексное, непрерывное многопрофильное экологическое образование. Но на практике такого желания не наблюдается, а «не более 3% учащихся», которые выбирают экологию как предмет по выбору, выглядят почти как статистическая погрешность.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на 2012–2022 годы и на период 2022–2032 годов неоднократно повторяются такие содержательные единицы, как «экологическая культура», «экологическое мышление», «экологическое воспитание» и т.д. Однако на практике, как совершенно справедливо замечает Н.М. Мамедов, все это заканчивается некой временами сомнительной «экологизацией» и так называемыми экологическими акциями, часто не имеющими под собой действительно экологической основы. Происходит подмена экологического образования, призванного сформировывать представления о жизни биосферы и жизни в биосфере, всякого рода разрозненными активностями, которые обобщенно называют «экологическим воспитанием».
Очень значимым представляется взгляд автора на то, что культура страны сильно зависит от естественных факторов, климата, территории, характера народонаселения и других экологических особенностей. Это непременно должно учитываться современным образованием, но до сих пор носит лишь описательный характер в курсе географии.
Хочется надеяться, что дискуссия об экологическом образовании в России, начатая статьей Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности», будет иметь продолжение и способствовать развитию экологического образования и культуры в России.