Графика freepik.com
Несмотря на жесткие торговые санкции, введенные Евросоюзом из-за российско-украинского конфликта, немецким производителям удается, хотя и в гораздо меньших масштабах, экспортировать товары в Россию. По данным Business Insider, ежемесячный объем вывоза из ФРГ в РФ составляет порядка 1 млрд евро.
Большая часть поставдяемых в Россию товаров приходится на медикаменты и другие фармацевтические изделия, объем экспорта которых в августе составил около 400 млн евро. Но экспорт оборудования, автомобилей и другой техники из Германии в Россию также не прекращается. Так, в сентябре немецкие компании поставили на российский рынок товаров на сумму 1,1 млрд евро, что составляет примерно половину (50,6%) от аналогичного показателя прошлого года.
Это делает Россию 12-м по важности торговым партнером Германии среди стран - не членов Евросоюза. Хотя в прошлом году, по данным Федерального статистического ведомства Германии, РФ занимала в этом списке пятую строчку.
В абсолютных цифрах в сентябре текущего года ФРГ экспортировала в «третьи страны», не являющиеся членами ЕС, товаров на 64,3 млрд евро, что на 20% больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Частично данное увеличение обусловлено ростом цен. Основными «потребителями» немецких товаров за пределами ЕС являются США и КНР, за ними следуют Швейцария и Турция.
На сегодняшний день немецкие производители могут экспортировать в Россию лишь те товары, на которые не были наложены ограничения. По задумке западных чиновников, введенные против России санкции должны нанести ей «двойной удар». С одной стороны, они должны перекрыть поставки товаров двойного назначения, которые могли бы использоваться в рамках проводимой Россией спецоперации в Украине. С другой, - санкции призваны продемонстрировать РФ финансовые последствия спецоперации.
Тем не менее, в ФРГ не утихают голоса и тех, кто говорит о последствиях антироссийских санкций для немецкой экономики. Они уже ударили как по крупным концернам, так и по средним и мелким предприятиям. Наиболее сильно пострадали, конечно, те компании, чей бизнес во многом был «завязан» на продажах в России.
Несмотря на то, что Германия на 95% заполнила свои подземные хранилища голубым топливом, уже в мае 2023 года, по расчётам федерального правительства, уровень запасов газа может достичь минимального значения за последние десять лет. Что же касается текущего года, то канцлер Олаф Шольц обнародовал план поддержки экономики Германии в период кризиса, одним из ключевых пунктов которого стали заморозка цен на электроэнергию и газ, а также снижение налога на добавленную стоимость с продаж газа с 19 до 7% до весны 2024 года.
Эксперты сходятся во мнении, что благодаря достаточно низкой стоимости российских энергоресурсов, ФРГ удалось не только выстроить самую мощную промышленность в Европе, но и стать локомотивом европейской экономики. Другим немаловажным позитивным фактором стал азиатский и, в первую очередь, китайский рынок, который охотно «поглощал» товары Made in Germany.
Однако 20 октября канцлер ФРГ заявил о том, что «Германия избавилась от энергетической зависимости от России». А днем ранее глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что за первые восемь месяцев ЕС удалось на две трети сократить «огромную зависимость» от российского «голубого топлива». Кроме того, сегодня ни по одной из ниток «Северного потока» не поступает газ в Германию: процесс сертификации газопровода "Северный поток-2" был заморожен, а поставки по «Северному потоку - 1» были приостановлены из-за проблем с ремонтом турбин компании Siemens, вызванных санкциями Запада. Позднее, 26 сентября в обоих газопроводах были зафиксированы крупные «утечки», которые, по данным агентства Bloomberg, произошли вследствие «диверсии». Службы безопасности Германии предполагают, что три трубы газопроводов могут навсегда оказаться непригодными для использования.
Несмотря на то, что Пекин является крупнейшим торговым партнером Германии, экспорт немецких товаров в Поднебесную практически не растет. Кроме того, в минувшую пятницу шанхайский деловой ресурс Yicai Global, со ссылкой на Китайскую ассоциацию автомобильной промышленности, сообщил о том, что КНР обошла Германию по объему экспорта автомобилей и вышла на второе место в мире, уступив лишь Японии.
Таким образом, оба фактора роста немецкой экономики фактически перестали действовать, что говорит о том, что немецкой индустриальной системе предстоит пройти через серьёзные испытания. Более того, по мнению британского Economist, из-за жесткого энергетического кризиса и взлета цен на энергоресурсы промышленное производство в Германии может оказаться под угрозой исчезновения.
Нюрнберг
комментарии(0)