0
6362
Газета Я так вижу Печатная версия

19.10.2022 19:48:00

Тунис возвращается в прошлое

Былую "витрину" арабской демократии захлестывают протесты против президента

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник.

Тэги: арабская вестна, тунис, демократический эксперимент, политический кризис, экономика, бедность, протестные акции


арабская вестна, тунис, демократический эксперимент, политический кризис, экономика, бедность, протестные акции Перемены во власти не изменили в Тунисе главного: граждане страны как были бедными, так ими и остались. Фото Reuters

Когда-то об этой стране говорили и писали как о примере удачного демократического эксперимента, успешных перемен, последовавших за свержением в 2011 году диктатуры президента Зин Абиддина Бен Али, что дало старт событиям арабской весны. А сегодня в Тунисе редкий день проходит без демонстрации. Страна протестует чуть ли не каждый час, в основном против одного человека и против одного и того же деяния – узурпации власти нынешним президентом Каисом Саидом. В июле прошлого года он совершил, по мнению большинства партий и населения страны, настоящий государственный переворот, результаты которого были закреплены в ходе конституционного референдума ровно год спустя.

Помимо тех, кто протестует по политическим причинам, на улицы городов выходят и недовольные дефицитом товаров первой необходимости, продуктов питания, топлива. Проблемы в области политики и экономики накладываются друг на друга, что приводит к дополнительным затруднениям при их решении.

Людей все больше злят противоречивые заявления представителей власти, что порождает у них большие сомнения в способности начальства вообще что-либо делать. Так, Сильван Самири, глава Союза нефтяников, который входит в состав тунисских профсоюзов, говорит о том, что нехватка бензина связана с сокращением стратегических запасов топлива. Он утверждает, что если правительству не удастся найти необходимые средства, то дефицит может не только сохраниться, но и увеличиться в несколько раз. С другой стороны, гендиректор государственной национальной компании по распределению нефти Халед Бекттин отрицает какую-либо нехватку стратегических запасов бензина в Тунисе. И кому здесь верить, и к чему готовиться?

Есть, наконец, люди, которых возмущает до глубины души неуважительное к ним отношение со стороны чиновников. В южном городе Зарзис (от него до итальянского острова Лампедуза самый короткий путь) вот уже неделю не прекращаются протесты против захоронения в безымянных могилах местных жителей, которые пытались добраться до Европы на одном из утлых суденышек и, к большому несчастью, утонули. Вместо того чтобы сразу начать расследование трагедии и заняться поиском ненайденных тел, полиция решила не напрягаться и тайком закопала погибших на кладбище для бездомных. Понятно, мимо такого кощунства не то что ни один родственник, ни один нормальный, тем более религиозный человек не пройдет.

А в тунисской столице проходят сразу две параллельные демонстрации, которые организовали некогда враждующие между собой партии – умеренных исламистов из влиятельной «Ан-Нахды» и Свободной конституционной партии. Лидер последней Абир Мусси выступает за то, чтобы Тунис вернулся к порядкам, царившим при свергнутом и бежавшем президенте Зин Абиддине Бен Али. Впрочем, по мнению многих экспертов, Каис Саид уже немало сделал для того, чтобы вернуть страну в прошлое. Как бы то ни было, обе организации сегодня выступают против него. Они обвиняют Каиса Саида в захвате власти, автократическом стиле правления, неконституционных действиях.

Сегодня многие, от правозащитников и бывших министров до рядовых граждан страны, говорят, что после организованного нынешним президентом государственного переворота власти ведут себя по отношению к простым тунисцам ничуть не лучше, чем в 2011 году. Сейчас вполне возможно повторение тогдашнего известного происшествия, когда полицейский так достал своим произволом бедного и фактически бесправного уличного торговца, что тот облил себя бензином и совершил акт самосожжения. С этого, напомним, и началась цепь событий, получивших название «арабская весна».

В отличие от большинства арабских стран, где она сразу же принесла жителям кучу проблем, жизненных неудач, больших и малых трагедий, в Тунисе поначалу все шло хорошо. Была принята Конституция, дававшая гражданам различные свободы, потом, через три года после этого, впервые произошла мирная смена избранных вполне демократическим путем президентов. В стране уживались десятки (числом до 120) партий самой разной политической ориентации: от исламистов, которые обычно «экспортировались» в другие страны, но у себя дома вели себя более или менее прилично, до либералов, социалистов и националистов. К сожалению, успехи на ниве политического экспериментирования не привели к таким же успехам в экономике. Не хватало инвестиций для создания новых рабочих мест, рос государственный долг. Накопившиеся с годами проблемы постепенно обострялись.

Сегодня страна живет в условиях коллапса экономики на фоне усиливающейся политической нестабильности. Трудно сказать, сможет ли сейчас президент Каис Саид даже самому себе ответить на вопрос, стоила ли овчинка выделки. Для чего нужно было начинать борьбу за обретение для себя новых прав и полномочий? Чтобы поставить под угрозу стабильность внутри страны, да и собственную безопасность, рассориться со старыми и надежными союзниками и друзьями, которые теперь запросто могут оказаться среди заговорщиков или поддержавших их людей, решивших, что с новым президентом стране хуже уже быть не может? Тунис опять оказался на политическом распутье. Надежда, как всегда, на чудо да на пакет помощи в размере 1, 9 млрд долл. от МВФ.



Читайте также


ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
707
Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Виктория Панфилова

Впервые в республике арестован преступный клан

0
2537
В Поднебесной ждут перемен

В Поднебесной ждут перемен

Юрий Тавровский

В Китае хотят усовершенствовать модель развития

0
1673
Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.03.24

0
1818

Другие новости