Игровые практики в школе, несомненно, усиливают интерес учеников к урокам. Однако внедрить их повсеместно и быстро не получится. Фото агентства «Москва»
Игра – понятие неоднозначное. В самом общем смысле игру можно рассматривать как способ получения и развития навыков и умений в ситуациях, не требующих необходимых действий. Например, при отсутствии необходимости в еде или защите от внешних факторов. Игры осуществляются как людьми, так и животными, как взрослыми особями, так и детенышами. Что же дает игра применительно к детям и школьному образованию?
Игра, если она правильно организована, не дает отрицательного результата, кроме, возможно, эмоционального огорчения игрока или игроков от проигрыша. Таким образом, в игре в отличие от контрольной работы или компьютерного теста, которые получили чрезмерное, на мой взгляд, распространение в современной школьной педагогике, можно смело идти на риск и пробовать различные варианты пути к победе. При этом поражение тоже можно считать своеобразной победой, так как проигравший не пострадал, но приобрел опыт и увидел свои ошибки в игре. Эти ошибки он сможет учесть и при новых играх, и при реальной ситуации, близкой к теме игры.
Состязание как соперничество за выигрыш пробуждает много различных сил и эмоций, которые могут быть скрыты в учениках на обычных уроках. Однажды я применил игровую методику в 10-м классе. Результат оказался весьма удивительным: отличницы-зубрилки пасовали, а вот троечники рвались вперед и побеждали. Не случайно часто в крупные управленцы выбиваются именно троечники, которым «легкая» жизнь в школе не гарантирована и приходится прибегать к различным методам и приемам, чтобы избежать неприятностей.
Не секрет, что в старших классах школы практически всегда имеется своеобразная иерархия учеников: отличники, хорошисты, троечники, двоечники. Эта иерархия весьма часто влияет и на отметки по предметам. Приведу пример.
Я как репетитор занимался со слабым парнем и подготовил его по теме. Он написал контрольную на четверку. Но получил тройку. Мотивация учителя была очень простой: списал. А вот в игре это невозможно, так как все происходит открыто и в реальном времени. Каждый получает то, что заслужил.
Конечно, существуют сугубо парные игры (шахматы, шашки, нарды). Но в классе много учеников, поэтому лучше, на мой взгляд, использовать игры командные. Команды можно уравнять, «посеяв» сильных и слабых учеников. Но дело даже не в равенстве шансов. Сегодня, когда дети существенно разобщены, когда сидение в телефонах приобретает размеры бедствия, игры в школе могут служить одним из стержней объединения и образования команд. Такого же мнения придерживаются и классики педагогики. По мнению А.С. Макаренко, «игровой стиль детской жизни – это непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей». В нашем случае школьного класса.
Тогда почему в школе мало игровых уроков? Лично я вижу три причины.
Во-первых, это непривычно. Как строится обычный урок? Объяснение материала, решение заданий по теме в классе, выдача домашнего задания. Это просто и понятно. Игра требует других условий. И далеко не все учителя, обремененные отчетностью, жаждут эти новые условия создавать.
Во-вторых, это сложно. Подготовиться к стандартному уроку для учителя со стажем труда не составляет. К игре же надо готовиться долго и тщательно. Да и не каждый учитель способен быть адекватным арбитром в детской игре.
В-третьих, сами дети сегодня достаточно инертны, так как получают игровые эмоции вне школы. Другое дело, что эти внешкольные игры не очень развивают навыки и способности. По крайней мере в плоскости изучаемых в школе предметов. Вот и выходит, что все игры в основном проходят на уроках физкультуры.
Подведем итог. Игровые практики в школе, несомненно, усиливают интерес учеников к урокам. Однако внедрить такие практики повсеместно быстро не получится. Нужны совершенно новые методики. Нужны раздаточные материалы и игровой инвентарь. Но думать об этом уже вполне можно. И не только думать, но и пробовать. Хотя бы в порядке эксперимента. Пифагор со своими учениками играл в камешки на песке. И вывел теорему Пифагора. До нашей эры.