Фото Reuters
В контексте ситуации со взрывом «Северных потоков» в западных СМИ неожиданно вспомнили об аналогичном случае, произошедшем ровно 40 лет назад. Мэтт Бивенс, бывший журналист Moscow Times, также освещавший войну в Чечне для LA Times, в своем блоге на сайте The 100 Days выпустил текст, озаглавленный «Прощай, здравомыслие». В нем он пришел к неутешительному выводу: за «терактами» в Балтийском море стоят США.
«Сорок лет назад американским спецслужбам не давал покоя советский газопровод из Сибири в Европу. Поэтому ЦРУ организовало его подрыв. Получившийся в результате мощный взрыв был виден из космоса. Он вызвал тревогу в американских системах мониторинга ядерных взрывов и напугал сотрудников службы безопасности Белого дома, не замешанных в этой схеме, – рассказал Бивенс. – Мы знаем об этом сегодня, потому что спустя годы люди, участвовавшие в этом, наконец-то начали хвастаться».
Об этих действиях ЦРУ стало известно широкой общественности благодаря книге бывшего секретаря ВВС США Томаса Рида «Падение в пропасть: взгляд изнутри на историю холодной войны», которая вышла в 2004 году. Операция получила кодовое название «Прощальное досье» («Досье Farewell»). Для ее реализации СССР были поставлены специальные компьютерные чипы. «После установки чипы работали исправно в течение нескольких месяцев – до того дня, когда они внезапно выводили из строя системы трубопроводов, – пишет Бивенс. – В результате в июне 1982 года в далекой Сибири произошла катастрофа на газопроводе, которая, по словам Рида, стала «самым грандиозным неядерным взрывом и пожаром, когда-либо наблюдавшимся из космоса».
Строительство взорванного газопровода финансировалось в том числе Британией и Германией. Благодаря поставкам СССР получал бы ежегодно 8 млрд долл. от Европы. Такого США допустить не могли. Обошлось без человеческих жертв, но происшествие нанесло ощутимый удар по советской экономике.
СМИ того времени полностью пропустили это событие, обращает внимание Бивенс. По его словам, поиск в архиве The New York Times по словам «Сибирь» и «взрыв» с июня по август 1982 года выявил только одну статью, в которой, по иронии судьбы, обсуждалось, как Соединенные Штаты и Советский Союз продолжают угрожать взаимным ядерным уничтожением. В конце статьи приводилась цитата эксперта, который предупреждал: «Реальная опасность для всех нас – это несчастный случай».
Операция «Прощальное досье» никогда широко не освещалась в СМИ. В The New York Times она была упомянута всего один раз – в колонке 2004 года журналиста Уильяма Сафира, бывшего спичрайтера президента США Ричарда Никсона. В своей причудливой хвалебной оде этой террористической атаке на инфраструктуру иностранного государства Сафир описывает ее как пример американского гения, отмечает Бивенс. «Сейчас самое время вспомнить, что иногда наши шпионы оказываются правы по-крупному», – писал Сафир.
«Вы не ослышались. Операция ЦРУ, создающая риск ядерной войны – возможно, с убийством кучи людей, а может, и нет, какая разница – это яркий пример того, как все сделать правильно», – язвительно прокомментировал Бивенс. Так мыслит американский истеблишмент. Уильям Сафир на протяжении своей политической карьеры неоднократно осуждал западноевропейские страны за поддержку ненавистного и невыгодного Америке газопровода Сибирь-Европа. Он утверждал, что трубопровод необходимо остановить, потому что он «передаст контроль над европейскими энергоносителями коммунистам» и будет финансировать «советские компьютерные и спутниковые исследования».
Спустя сорок лет эту позицию разделяет и нынешний американский истеблишмент, констатирует Бивенс. Он напомнил, что еще прошлым летом сенатор Тед Круз ругал администрацию Байдена за ее «капитуляцию» по «Северному потоку-2», называя президента США Джо Байдена «мягким по отношению к России». Но на самом деле это же мировоззрение полностью разделяет и сам Белый Дом. Сам президент Байден в начале этого года заявил, что если Россия действительно вторгнется в Украину, «то «Северного потока-2» больше не будет».
Еще одно косвенное доказательство причастности американцев к взрывам трубопроводов – радостное сообщение НАТО 27 сентября, в день взрывов, о том, что их морские учения, проходящие прямо сейчас, «представляют возможности для тестирования новых беспилотных систем на море».
Между тем западная пресса же сразу после повреждения газопровода обвинила в теракте в Балтийском море Россию, отмечает Бивенс. Так, в New York Times появилась статья с потрясающим заголовком «Саботаж на газопроводе и загадка: Кто это сделал (Неужели русские?)», а внутри умозаключения такого уровня: «На первый взгляд кажется нелогичным, что Кремль нанесет ущерб своим собственным многомиллиардным активам». Но в качестве доказательства своей догадки американские журналисты приводят следующий тезис: потому что русские просто очень хитрые. Конечно, у России могла быть возможность отключать и включать трубопровод по своему усмотрению, считают в NYT, но вместо этого они предпочли взорвать его, чтобы всех напугать.
Ярким примером того, что американцы уже нашли виновного в подрыве газопроводов, стал брифинг пресс-секретаря Белого Дома Карин Жан-Пьер. Журналист из пула задал ей вопрос, в самой формулировке которого содержится обвинение против России: «Можно ли расценивать как нападение на НАТО подрыв Россией своего собственного газопровода и разлив газа у территории Дании?»
«Принимая все более ошибочные решения, мы ускоряем наше продвижение к прямому конфликту между Соединенными Штатами и Россией, – предупреждает Бивенс. – Такая война будет полностью искусственной. Она не будет отвечать интересам ни одной из стран. Она может легко спровоцировать обмен ядерным оружием, который приведет к гибели большинства людей на Земле. И весь этот бездумный марш зомби к гибели можно было бы отменить уже завтра – если бы только администрация Байдена решила поддержать мирный процесс между Украиной и Россией и отказаться от агрессивного расширения НАТО».
Американцы сразу после того, как Россия и Германия анонсировали проект по строительству газопровода Северного поток-2», обьявили настоящую «охоту на ведьм», пишет The Columnist https://thecolumnist.org/news/newsitem/the-hunt . Действительно, отметим, что политическая травля инфраструктурного бизнес-проекта, попытка увязать любые соглашения с Европой с необходимостью санкционировать «Северный поток-2», абсурдные противопоставления американских «молекул свободы» российским «молекулам авторитаризма», которые, конечно, на порядок дешевле, но политически неприемлемы для Германии – все это было в центре энергетической повестки на протяжении последних трех лет.
Несмотря на американскую политическую истерию в начале 2022 года немцы готовы были запустить проект, который должен был удовлетворить запросы промышленности ФРГ в эпоху нарастающего энергетического кризиса. Именно в этот момент начались разговоры о том, что Россия готовит вторжение на Украину, и Байден тут же вновь связал это с «Северным потоком», заявив, что в случае если российские танки пересекут украинскую границу, трубопровод будет уничтожен: «Мы покончим с этим. Я вам обещаю, что мы сможем это сделать».
Оставалось только вынудить Россию ввести войска на Украину, и события начали развиваться стремительно: Владимир Зеленский выступил на Мюнхенской конференции по безопасности, потребовав для своей страны ядерного статуса, армия в 120 тыс. отправилась на русскоязычные осажденные провинции Донбасса с прицелом на Крымский полуостров, где базируется российский Черноморский флот. Россия вынуждена была начать играть по американскому сценарию, и Вашингтон потребовал от европейцев ввести газовое эмбарго.
Европа попросила отсрочки до декабря, начала лихорадочно считать, анализировать, вести переговоры с потенциальными поставщиками, но все расчеты и оценки ведущих аналитических центров ЕС сводились к тому, что даже в долгосрочной перспективе заместить российский газ европейцам нечем и промышленность Германии, которая традиционно считалась экономическим драйвером ЕС, может остановиться.
Недавняя поездка Шольца на Ближний Восток стала, наверное, последней каплей, полагает The Columnist. Когда в ФРГ поняли, что арабские страны не собираются переориентироваться с азиатского рынка на европейский, необходимость компромисса с Россией или, по крайней мере, неформальных переговоров с Москвой стала очевидна. Но настолько же очевидна она была и для США. И вновь увидев призрак «Северного потока» они, похоже, осознали, что воплотить угрозу Байдена в жизнь можно только физически уничтожив трубопровод.