Задолго до открытия второго фронта американцы жаловались советским представителям на трудности в быту. Фото 1942 года с сайта www.iwm.co.uk |
Ровно через семь месяцев после начала этого визита, 3 января 1944 года, Фефер и Михоэлс выступили на президиуме Союза советских писателей. Неопубликованная стенограмма этого заседания хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Ицик Фефер, красочно рассказывая о столь необычном маршруте с посещением девяти стран мира, подчеркивал, что «вопрос – как это случилось, что Красная армия держится так крепко, – задавался нам на протяжении всего пути». На митинге русской колонии в Нью-Йорке князь Путятин говорил «о грехах многих русских, которые покинули свою родину в годину тяжких испытаний». На русском, английском и еврейском языках он заявил: «Все желают победы над злобным, диким врагом… Нас поражает мощь России. Мы не знали Россию такой сильной, какой она оказалась сейчас».
Особый интерес в этом документе вызывает ироничный анализ Фефера отношения американцев к войне в середине 1943 года:
«Вклад в войну со стороны Америки – это трудности. И они очень часто жалуются на трудности, причем, интересно, начинают жаловаться на трудности, когда приезжают представители Советского Союза... И на наши вопросы, какие же это трудности, они отвечают, что, скажем, пижамы шьют сейчас короче на целых 5 сантиметров – об этом даже было в печати. Кофе – вы можете зайти в кафе и выпить только один стакан. И больше не полагается – сахар нужен для армии. Для второго фронта, который в конце концов откроется… Если вы хотите выпить еще один стакан, вы должны выйти из кафе…
Там специальные талоны на ботинки. Но если вы хотите купить огромный кожаный чемодан или кожаное пальто, то можете купить их очень легко. Но на ботинки нужен талон.
С бензином тоже очень тяжело – он нужен для летчиков, для авиации. Вы можете ездить на своей машине только по делу… История с бензином доходит до анекдотов. Максим Максимович Литвинов (посол СССР в США. – «НГ») должен был съездить на просмотр фильма. На какой-то остановке машина испортилась. Он вышел и какой-то квартал прошел пешком. Его окружили фоторепортеры, сняли, и все газеты напечатали его портрет, что он соблюдает американские законы – пешком ходит на просмотр фильма, а некоторые американцы этого не понимают».
Особо иностранного наблюдателя поразил следующий факт. Фотография красавицы актрисы Голливуда в одной из газет сопровождалась текстом: «Самая счастливая женщина США: вчера муж вернулся из армии. Он освобожден по болезни. Три месяца назад он был мобилизован». Вот агитация и пропаганда за участие в войне», – завершил свой рассказ Фефер.