Фото Reuters
Выступая на завершившейся 26 сентября Неделе высокого уровня в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, недавно избранный президент Колумбии Густаво Петро призвал легализовать наркотики по всему миру и отказаться от добычи углеводородов. «Что приносит больший вред людям? Кока или выбросы от сжигания углеводородов, в том числе нефти?» – задал вопрос он делегатам, представляющим 193 страны.
Петро призвал положить конец «иррациональной» войне с наркотиками, которая уничтожает уникальные тропические леса Амазонии и наносит вред его стране. Он привел в пример использование гербицида глифосата для ликвидации плантаций зелья в Колумбии. «Не прикасайтесь к красоте моей страны своими ядами, помогите нам без лицемерия спасти джунгли Амазонки, чтобы сохранить жизнь человечества на планете», – обратился Петро к залу.
По его словам, пришло время принять новую международную конвенцию, которая признает, что война с наркотрафиком потерпела поражение. А нынешнюю политику в отношении наркотиков следует заменить решительными мерами, предотвращающими их потребление в развитых странах.
Полемика вокруг животрепещущего вопроса уже давно развернулась в Латинской Америке, являющейся одним из главных производителей и перевалочных пунктов смертоносного зелья. Бьют тревогу специалисты, политики и простые граждане, родители, ужасающиеся вовлеченностью детей в наркобизнес.
Как-то я спросил у колумбийского специалиста по международному праву, какой, на его взгляд, выход из порочного круга: мир делает немало для борьбы с наркоугрозой, а зелье продолжает распространяться по планете. Он ответил: «Может быть, стоит разрешить употребление легких наркотиков, как в Скандинавских странах. Там эта проблема не стоит так остро».
Судя по заявлениям Петро, главное – декриминализировать наркобизнес и дать возможность сельским труженикам выращивать коноплю для вывоза за рубеж. Но колумбийский президент не первопроходец в этом деле в Латинской Америке.
В Уругвае с аналогичной инициативой выступил президент Хосе Мухика. В 2013 году он подписал декрет, разрешающий выращивание конопли и продажу в аптеках. Проект долго обсуждался в обеих палатах парламента и наконец обрел силу закона.
Мухика неоднократно заявлял о том, что предпринята попытка найти альтернативу борьбе с наркотрафиком, принимая во внимание, что репрессивными методами «битва давно проиграна во всем мире». Закон предусматривает строгий контроль и регулирование государством импорта, экспорта, выращивания, сбора, производства, хранения, продажи, распределения и потребления марихуаны и ее производных. Генеральный секретарь Национальной хунты по наркотикам подчеркивал, что закон – это инструмент разрушения незаконного рынка наркотиков, приносящего огромный ущерб.
На налаживание системы отводилось 120 дней. В Уругвае был создан Институт по регулированию и контролю над марихуаной, призванный выдавать лицензии на ее производство, заготовку и распределение. Ему надлежит определять типы лицензий для использования марихуаны в терапевтических, медицинских и косметических целях.
Разумеется, мнение общественности на этот счет было неоднозначным. Согласно опросам, 61% уругвайцев противились производству и продаже марихуаны в стране. Они считали, что все должно остаться по-старому, надлежит продолжить схватку до победного конца. Другие же убеждены: поскольку на этом фронте больших успехов не наблюдалось, следует сменить тактику.
Соединенные Штаты номинально ведут борьбу со всемирным злом, ассигнуя значительные денежные средства. Они устраивают заслоны вдоль своей южной границы, сквозь которую практически беспрепятственно проникают наркокурьеры. Снаряжают самолеты, барражирующие над районами, где сосредоточены плантации коки и конопли. Используют для этих целей военные базы, расположенные на территории стран Латинской Америки.
Но по большому счету США борются не с причинами, а со следствиями. Именно американцы являются крупнейшими на планете потребителями зелья, от которого ежегодно гибнут миллионы людей. Тут не обойтись без расхожих штампов типа «спрос рождает предложение». Пока он есть, найдутся и поставщики.
Возвращаясь к Колумбии, подчеркну: Петро сделал только первый шаг. Теперь требуется согласие Конгресса. В период правления президента Альваро Урибе благодаря комплексу мер удалось слегка прищемить хвост наркомафии. Но потенциал ее далеко не исчерпан. Сейчас она пытается вовлечь в свою орбиту незаконные военные формирования правого толка, так называемых парамилитарес, которым власть также «подрезала крылья».