Практика запрета телефонов на уроках вызывает пока больше вопросов, чем ответов. Фото PhotoXPress.ru
Вроде бы с этого учебного года запретили (настойчиво рекомендовали) мобильные телефоны на уроках в школах. Почему – «вроде бы»? Хотя бы потому, что мало запретить. Нужно еще этот запрет обеспечить. Или получится как у Короля в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, то генерал не выполнит приказа». Что же реально будет?
Я не юрист, поэтому правовые аспекты запрета телефонов обсуждать не готов. С позиции здравого смысла считаю это правильным, так как на уроках надо учиться, а не сидеть в смартфоне. Но вот экономический аспект здесь интересен.
В школе учатся несовершеннолетние и малолетние. А телефон вещь дорогая. Иногда очень дорогая. Иногда дороже месячной зарплаты учителя. Предположим, что ученик передал учителю телефон, а с телефоном что-то случилось. Пусть случайно. Но за нечаянно, как известно, бьют отчаянно. И некоторые родители за свое имущество учителя просто «порвут». А учителю это надо?
Теперь рассмотрим организационный аспект. Если реально контролировать процесс, то телефоны надо перед уроками собирать, а после уроков раздавать обратно. Две-три минуты от урока на этот процесс уйдет. А то и все пять. А пять минут – это уже более 10% времени всего урока.
Предположим, что ученик не хочет отдавать телефон. Отнять нельзя. Это ясно даже не юристу. И что делать? Битву учителя с учеником за телефон будут наблюдать все остальные ученики. И если победит ученик, то все остальные тоже начнут сопротивляться.
Кстати, у меня такой случай был задолго до введения запрета и даже до рекомендаций СанПиН для школ в отношении телефонов. Ученик, сын очень обеспеченных родителей, был воспитан как юрист и в свои 12 лет уже знал все свои права. Я начал борьбу с ним с того, что посадил за первую парту. Телефон лежал, был включен, но играть ему удавалось, только когда я стоял у доски спиной к нему. Потом я стал его вызывать к доске довольно часто. Сначала ходил с телефоном. Но неудобно же. Стал его оставлять на парте. И постепенно играть прекратил. Да и отметки у него улучшились.
Для лучшего понимания отношения к запрету телефонов на уроках я провел небольшой опрос среди моих подписчиков в соцсетях. Мои подписчики – и учителя, и родители школьников, и далекие от школы люди. Получилось вот что.
Сторонников и противников запрета оказалось примерно поровну: процентов по 40. Среди сторонников преобладали учителя и родители мотивированных к учебе детей. Это и понятно: телефоны на уроках мешают и учителям, и детям, которым нравится учиться.
Противники запрета это в основном родители, которые справедливо считают, что отбирать имущество нельзя и лишать ребенка постоянной связи с родителями тоже нельзя. Попались и воинствующие «гуманитарии», которые с возмущением посчитали запрет телефонов ограничением и даже нарушением прав человека. Они, видимо, забыли, что в школу ходят учиться.
Кстати, среди ответов было вполне разумное предложение держать на уроке телефон включенным, но в рюкзаке. На самом деле именно звонки на телефон ученика во время уроков отлажены давно: если есть звонок, то ученик выходит разговаривать в коридор и никому не мешает. Поэтому основная борьба здесь – с играми и перепиской. Остальные участники опроса затруднились с выражением своего мнения.
Разумеется, мой опрос не отражает мнений всего общества, а его результаты весьма субъективны. Тем не менее это какой-то срез отношения к запрету.
Подведу итог. С одной стороны, запрет телефонов на уроках – это правильное решение. С другой – реализация этого решения на практике вызывает пока больше вопросов, чем ответов.