В криминальном жаргоне есть одно весьма забавное выражение «Ехать на небо тайгой», что в переводе на общеупотребительный означает «говорить неправду». Так вот оно вполне применимо к очередному VII Восточному экономическому форуму (ВЭФ), стартующему на этой неделе во Владивостоке под многообещающим лозунгом «На пути к многополярному миру» (видимо речь пойдет о переориентации экономики в сторону Азии из-за санкций). В новом форуме подтвердили участие делегаты из 46 (в 2021 году - 58) стран. По словам полпреда и по совместительству председателя оргкомитета ВЭФ Юрия Трутнева, форум стал одним из важных инструментов развития всего Дальнего Востока, а его главная задача – привлечение инвесторов и получение обратной связи от бизнеса.
Потирая руки в ожидании очередных законтрактованных, а не реальных триллионов рублей (2021 год – 380 соглашений на 3,6 трлн руб.) и десятков тысяч новых рабочих мест (давно стало чиновничьей мантрой), организаторам ВЭФ следовало бы просветить потенциальных иностранных инвесторов насчет реального социально-экономического положения дел на подведомственной территории и существующих административных (т.е. коррупционных) препонов, дабы те не рассчитывали на скорую окупаемость своих капиталовложений и здраво оценивали предстоящие риски. Учитывая специфику чиновничьего менталитета и делового этикета, сделаю это за них.
Как справедливо заметила аудитор Счетной палаты (СП) РФ Наталья Трунова в Совете Федерации, инвестиции – это важно, но главное – чтобы они вносили реальный вклад в рост благополучия граждан. Принятые меры существенно уменьшили, но так и не переломили давно сложившуюся тенденцию оттока населения: за три года почти 30 тыс. человек. Выгода регионов от новых инвестпроектов состоит не просто в создании новых рабочих мест, а в их высокопроизводительности и высокооплачиваемости. Однако такие требования сейчас отсутствуют, хотя ранее в госпрограмме по ДФО и были закреплены.
Еще пять лет назад правительство РФ утвердило Концепцию демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, основная задача которой - кардинальным образом изменить демографическую ситуацию - так и не была решена. На 1 января численность постоянного населения округа составляла 8 млн чел. (из них 48% мужчин и 52% женщин), сократившись по сравнению с 2021 годом на 32,8 тыс. На высоком уровне сохраняется естественная убыль населения - 40 тыс. чел., что почти вдвое больше, чем в 2020 году. Соотношение количества умерших к родившимся достигло 1,46 (в 2020 году – 1,24). Иначе говоря, за год умерло в 1,5 раза больше людей, чем родилось. В отдельных регионах (Хабаровский и Приморский края, ЕАО, Магаданская и Амурская области) этот показатель варьировался в диапазоне 1,65–1,95. Положительный естественный прирост населения (но с замедляющимся темпом) сохранился лишь в Якутии. Дополнительная смертность вызвала снижение ожидаемой продолжительности жизни при рождении относительно 2020 года: по России – с 71,5 до 70 лет, а по ДФО – с 69,1 до 68 лет.
Определяющую роль играет «внутренняя» миграция населения со сменой места жительства в пределах Дальневосточного федерального округа (ДФО) либо России. Во внутрирегиональных миграционных потоках самым привлекательным является Приморье, а в межрегиональных - южный и центральный округа с высокими показателями качества жизни. В 2021 году общее число мигрантов, прибывших в регионы ДФО, увеличилось на 7,8%, в то время как количество выбывших сократилось на лишь 1,8%. В результате миграционного обмена прирост населения округа составил всего 8000 чел. Положительное миграционное сальдо миграции было отмечено в пяти регионах из 11. Последний показатель сохраняется также благодаря обмену со странами СНГ, в основном среднеазиатскими: на миграционный учет встали 868,8 тыс. иностранцев (2020 г. – 631,6 тыс.), подавляющее большинство из которых приехали на заработки. Традиционные сферы их деятельности строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля.
Источник: Минвостокразвития, 2022 |
Экономические условия последних лет не способствовали положительной динамике уровня благосостояния населения округа. Пандемия коронавируса и введение карантинных мер лишь усугубили это положение. Дальний Восток продолжает терять преимущества в данной сфере. Если в 2019 году превышение уровня среднедушевых денежных доходов населения ДФО над среднероссийским составляло 8%, то в 2021 году - лишь 4,4%. При этом в пяти регионах уровень доходов был ниже среднероссийского (в Приморье и Амурской области – 96–98%, Бурятии, Забайкалье и ЕАО – 66–77%). В структуре доходов основную долю занимают зарплата (57,7%) и соцвыплаты (20,7%).
Если с демографией и доходами все более-менее понятно, то с иностранными инвестициями, учитывая многомиллиардные госзатраты на их привлечение, невполне. В минувшем году в округе почти 11-процентный рост инвестиционной активности, что выше допандемийного уровня. Положительное влияние на приток инвестиций оказывали добыча полезных ископаемых, транспортно-логистические и газохимические проекты. В результате доля ДФО в общероссийском объеме инвестиций достигла 8,5%, что выше, чем в 2020 году (7,7%), но ниже, чем в 2010 году (9,5%). Число регионов с падающими объемами инвестиций сократилось с 7 до 3. В общем объеме инвестиций ДФО лидирующими сферами деятельности по-прежнему остаются: транспортировка и хранение, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, совокупная доля которых составляет почти 70%. При формировании инвестиционных ресурсов в основной капитал сохраняется доминирующая роль собственных средств предприятий. Недостаток последних все чаще компенсируется за счет банковских кредитов, в том числе иностранных (доля таких кредитов увеличилась с 4,5% (2019 год) до 12% (2021 год).
Что касается поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то к началу IV квартала 2021 года накопленный объем (или остатки) ПИИ в дальневосточной экономике составил всего 80,2 млрд долл. При этом Сахалинская область остается безусловным лидером среди 11 регионов ДФО по их привлечению - 54%. Однако иностранцы практически не отметились в ЕАО, Магадане и Бурятии. Куда чаще они заглядывали в Приморье, Якутию, Забайкалье, Хабаровск, Приамурье и на Чукотку. При этом отмечается существенная отраслевая асимметрия в привлечении ПИИ. Подавляющая часть из них по-прежнему концентрируется в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вместе с их геологоразведкой, а остальная – в обрабатывающих производствах, пищевой промышленности, транспортировке и хранении. В третичном секторе экономики ПИИ сосредоточены в сфере оказания научных и технических услуг, операциях с недвижимым имуществом. Подавляющий объем привлекаемых инвестиций связан с непосредственным участием в капитале компаний. Основными же получателями ПИИ в виде кредитов являются организации Приморья и Забайкалья, Якутии и Сахалина.
Примечательный факт: основными источниками ПИИ в округе остаются офшоры и прочие источники (категория «не распределено по странам» при наличии «конфиденциальных данных»). Это можно объяснить сохранением каналов финансирования крупнейших нефтегазовых проектов. На начало 2022 года источником 86,5% поступивших ПИИ на Дальний Восток являются такие офшоры, как Багамы, Бермуды и Кипр, тогда как на страны Северо-Восточной Азии пришлось лишь 1,6%. Среди стран-инвесторов как по объемам финансирования, так и по количеству реализуемых проектов превалирует Китай. Сегодня китайские инвестиции превышают 70% от общего объема иностранных вложений в территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ). С участием китайских инвесторов заявлено к реализации более 50 инвестпроектов, часть из которых уже реализуется.
Однако всех этих миллиардов оказалось явно недостаточно для поддержания стабильных темпов роста валового регионального продукта (ВРП), необходимых для ускоренного и долгосрочного регионального развития. Причины происходящего, как и следовало ожидать, кроются в безалаберности и разгильдяйстве ответственных госструктур, сотрудники которых не особо заморачиваются решением поставленных госзадач. Об этом наглядно свидетельствует заключение СП РФ. Так, расходы федерального бюджета на госструктуры развития Дальнего Востока за 2012-2021 годы составили 120 млрд руб. (на предстоящие три года запланировано еще 88 млрд.), однако показатели их эффективности краткосрочны и никак не связаны со стратегией развития. Комплексная программа привлечения инвесторов в ТОРы и СПВ до сих пор не сформирована, а участие регионов в отборе инвестпроектов, кооперация и кластеризация предприятий даже внутри наиболее передовых ТОР не предусмотрены. Не стоит задача и по внедрению современных технологий, в том числе разрабатываемых в вузах и научных организациях округа, а также росту экспортной выручки.
Несмотря на 49-миллиардные госзатраты на обеспечение инфраструктурной поддержки инвесторов в рамках ТОР через Корпорацию развития ДФО (на предстоящие три года запланировано еще 79 млрд), необходимой инфраструктурой они обеспечиваются уже после того, как получат статус резидента ТОР, а не в «опережающем порядке». Первоначально обозначенные расходы ежегодно меняются то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения, что явно снижает инвестиционную привлекательности данного механизма для иностранцев.
Нельзя не отметить и слабое планирование для каждой ТОР. По состоянию на конец 2021 года не была завершена в полном объеме разработка планов развития ТОР, не утверждены пять из 22 планов территорий опережающего развития, из них три с федеральным финансированием в 16 млрд руб. были и вовсе без планов. При мониторинге ТОР также не учитываются все госзатраты, включая отраслевые субсидии федеральных ведомств отдельным резидентам и региональные субсидии дочерним организациям управляющей компании ТОР. Перспективное планирование в части СПВ вообще не предусмотрено, что влечет риски невозможности полноценного мониторинга эффективности налоговых расходов, обусловленных данным режимом.
Все вышеперечисленное создает благодатную почву для всевозможных правонарушений, включая злоупотребления полномочиями и взяточничество. Дальневосточные прокуроры регулярно вскрывают многочисленные факты создания дополнительных административных барьеров в деятельности резидентов ТОР, их необоснованных проверок, длительного необеспечение их необходимой инфраструктурой (речь идет о строительстве внутриплощадочных коммунальных сетей, котельных и производственно-административных зданий) и земельными участками, а также несвоевременной оплаты заказчиками выполненных ими работ (речь идет о задолженности в несколько миллиардов рублей)
Впрочем, поддержание и развитие инфраструктуры ТОР зависят не только от реализации госпрограммы. Стабильная работа связана с финансовыми возможностями самих регионов ДФО. В текущем году в округе не является дотационным только Сахалин. В шести регионах дотации превышают 10% собственных доходов, а на Камчатке – 50%. По итогам 2021 г. дальневосточные регионы получили свыше 160 млрд руб. дотаций на выравнивание или 40% от суммы всех трансфертов. В то же время поступления от ТОР и СПВ за весь период их функционирования принесли региональным бюджетам всего 52 млрд руб. А ведь они создавались для повышения самообеспеченности субъектов округа.
Источник: Минвостокразвития, 2022 |
Не изменилась ситуация и в текущем году. Как утверждает Генпрокуратура России, за 7 мес. количество тяжких и особо тяжких преступлений в округе сократилось всего лишь на 7% - до 22,4 тыс. (везде кроме Забайкалья и Якутии), притом, что их раскрываемость осталась прежней. Сравнительно немного набралось экономических преступлений и фактов взяточничества – 3,5 тыс. и 186, соответственно. В безусловных лидерах по обоим показателям значится Приморье. Что касается утратившей былую злободневность оргпреступности, то и тут все вполне стабильно: 526 злодеяний. В лидерах по этому показателю Забайкалье, Якутия, Бурятия и Приморье.
В заключение хочу затронуть еще один немаловажный аспект. Одной из заявленных на ВЭФ тематических сессий станет «Создание нового качества жизни для людей». Каких именно в анонсе не уточняется, то ли россиян вообще, то ли дальневосточников. В который раз государственные мужи и разномастные эксперты будут скрипеть мозгами, дабы сформулировать очередной бесполезный перечень первоочередных мер по созданию комфортных условий для жизни местного населения. Хотя из без того понятно, что именно беспокоит большинство дальневосточников и препятствует закреплению молодежи на территории округа. А тут все просто: стоимость жизни, качество и доступность медицины, образования и инфраструктуры.
Источник: Минвостокразвития, 2022 |
Источник: Минвостокразвития, 2022 |