Фото Reuters
В минувшие выходные в Сербии случилось сразу три важных события. Во-первых, президент Александар Вучич объявил о создании нового правительства страны, которое возглавила прежний премьер-министр Ана Брнабич. И если в 2017-м выдвижение на второй по важности пост в стране человека с откровенно прозападной репутацией и известной сексуальной ориентацией вызвало бурю в стакане воды, то теперь, спустя пять лет, сербское общество его как будто даже не заметило.
Особенно если учесть, что встык с новостью о сохранении Брнабич на премьерском посту Вучич объявил об отмене запланированного «Европрайда-2022» в Белграде – общеевропейского гей-парада, который должен был целую неделю – с 12 по 19 сентября – испытывать терпение консервативных сербов. Радости белградцев не было предела – на воскресный марш в защиту семьи и традиционных ценностей в сербской столице вышло более 120 тыс. человек. Но уже в понедельник последовали «озабоченности» из ряда западных посольств и представительства ЕС в Сербии.
Третьим событием стало объявление о компромиссе между Белградом и Приштиной, вызвавшем громкий вздох облегчения в Брюсселе. Сербия согласилась, «не признавая Косово и подтверждая свою приверженность резолюции 1244 Совета Безопасности ООН», допустить техническую возможность проезда на территорию страны граждан с косовскими документами в обмен на согласие Приштины продолжать пускать косовских сербов по сербским документам. Месяц назад, в конце июля, именно запрет для косовских сербов пересекать административную границу самопровозглашенной республики стал поводом для эскалации напряженности со стрельбой на границе. Сейчас этот момент снят ценой уступки Белграда пускать к себе косоваров по их самопрозглашенным документам.
Можно ли это считать шагом к признанию Косово де-факто?
Если и так, то альтернативой этому был бы полномасштабный военный конфликт с участием НАТО, выиграть в котором сербская армия вряд ли могла бы. Параллельно с этим президент Сербии объявил, что «в президентском сейфе лежат еще семь писем с отзывом признания независимости Косово от семи государств». Вучич не назвал эти государства поименно, но можно с большой долей вероятности утверждать, что речь идет о преимущественно мусульманских странах Африки, среди которых Египет. Таким образом, общее количество признаний косовской независимости стремительно падает.
До сегодняшнего дня существовал приблизительный паритет между странами, признающими и не признающими Косово. Теперь он окончательно подорван – меньшинство государств – членов ООН признают независимость южного сербского края. Это существенно поможет Сербии при голосованиях за включение Косово в те или иные международные организации на Генеральной Ассамблее ООН. В своем обращении к нации Александар Вучич еще раз всем напомнил: Косово является частью Сербии согласно Конституции страны и менять основной закон он не собирается.
Судьба главного союзника и коалиционного партнера сербских властей – председателя Социалистической партии Ивицы Дачича также стала предметом обсуждения. Изначально социалисты даже не стали выдвигать своего кандидата на президентских выборах, поддержав Вучича, а вся парламентская избирательная кампания Соцпартии строилась вокруг тезиса «Дачич – премьер».
Однако в результате коалиционных переговоров стороны пришли к соглашению, что Дачич получает пост вице-премьера, курирующего силовой блок в правительстве страны, а социалисты – несколько министерских портфелей. Вполне вероятно, что одним из них окажется портфель министра энергетики, что в условиях западных санкций против российских энергоресурсов стало бы залогом сохранения получения и транзита российского газа по балканской ветке газопровода «Турецкий поток».
В целом сербский лидер снова сумел пройти по лезвию бритвы, не допустив провокационный обвал в новый военный конфликт и сохранив политическую стабильность в стране. Другое дело, что теперь это становится с каждым месяцем все сложнее, а количество и качество непримиримых противоречий сторон стремительно накапливаются. На фоне продолжающегося западного давления на Белград на тему введения санкций против России Сербии и Республике Сербской в Боснии и Герцеговине, очевидно, будет все сложнее. Но Вучич еще раз подтвердил: пока он президент страны, никаких санкций против Москвы Белград не поддержит. Судя по тому, что его следующий президентский срок истекает только в 2027 году, нужно быть готовым к большому количеству новых попыток провокаций.
Следующая важная дата – 2 октября, всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине, от победы многолетнего лидера Республики Сербской Милорада Додика на которых зависит, присоединится эта страна к НАТО и антироссийским санкциям или останется нейтральной вместе с Сербией.