0
7040
Газета Я так вижу Печатная версия

24.08.2022 16:18:00

Как из физиков сделали лириков

Ученик, которого раньше называли лодырем, сегодня требует называть его гуманитарием

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель математики.

Тэги: школьное образование, советская система, анализ, точные науки, физики, лирики, гуманитарии


школьное образование, советская система, анализ, точные науки, физики, лирики, гуманитарии На уроках физики и математики не отболтаешься просто так: надо уметь думать и считать. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru

С 1926 года в СССР выходил журнал «Знание – сила». Очень популярный журнал. Существует он и сейчас, только популярность его явно оставляет желать лучшего, если судить по тиражу. Зато набирает популярность противоположное высказывание «незнание – сила», которое ввел в оборот Джордж Оруэлл в знаменитой утопии «1984». В аспекте школьного образования этот лозунг просматривается в весьма зловещем контексте. Откуда это взялось и куда приведет?

СССР практически до самого своего распада был обществом, ориентированным на технические науки. И как-то не возникало вопросов о том, зачем нужны математика и физика. Эти предметы были обязательными при сдаче экзаменов в технические вузы, причем математику обычно сдавали два раза – письменно и устно. Сочинение же рассматривали как «необходимое зло», которое тоже нужно сдать. Инженерно-технические вузы были главными, так как на одного юриста на производстве нужно 10 инженеров. А то и 20. Итак, математика, физика и литература лидировали.

«Лихие 90-е» сломали советскую систему образования, но новую систему не выстроили. Я даже не беру в расчет огромное количество коммерческих «помоечных» вузов, где одни невежды учили других невежд за деньги. Я говорю о презрительном отношении к знаниям, которое сформировалось в 90-е и до сих пор достаточно популярно. Дети, взрослевшие в 90-е, выросли и сейчас уже имеют своих детей школьного возраста. Но их презрение к «наукам» никуда не делось. И они уверенно передают свою идеологию собственным детям.

Мама для ребенка обычно самый главный авторитет. Иногда роль мамы играют папа или бабушка. Но факт непреложный: семья в очень значительной мере формирует отношение ребенка к окружающему миру. В том числе к школе и к учебе, к учителям и к репетиторам. Для ребенка мама всегда права. А мама, воспитанная на презрении к наукам, передает это презрение по наследству своему ребенку. И ребенок не уважает школу, не уважает учителей и ненавидит сложные предметы. В первую очередь математику и физику. Почему? Да потому что на уроках физики и математики не отболтаешься просто так: думать и уметь считать надобно.

Во многом формированию презрения к учебе способствуют негативные тенденции, которые мы наблюдаем в школьном образовании не первый год. Практическое упразднение понятия второгодников, перевод образования в статус образовательной услуги, материальная зависимость учителей не от знаний их учеников, а от поставленных оценок, широкое распространение в интернете ГДЗ (готовых домашних заданий) по всем предметам, наличие ответов на все вопросы в мобильном телефоне и многое другое не способствуют тяге к серьезной учебе.

Гуманитарий в классическом понимании слова – это человек, склонный к гуманитарным наукам, то есть к тем, которые изучают человека и его деятельность в обществе. Вот Владимир Ленин, которого точно можно признать гуманитарием, знал в совершенстве немецкий и французский языки, хорошо говорил на английском, имел глубокие знания в сфере философии, экономики и социологии, но и математику тоже знал. Глава ОГПУ Вячеслав Менжинский знал 16 иностранных языков, писал прозу, прекрасно знал классическую литературу, но при этом мог считать в уме.

Но были и другие «гуманитарии». Например, Николай Ежов получил только начальное образование, что совсем не помешало ему провести самые массовые репрессии. Никита Хрущев закончил три класса церковно-приходской школы, что не помешало ему стать во главе СССР. Вот уж воистину «незнание – сила».

Но я все же о современных реалиях. Ученик, которого раньше называли лодырем, сегодня требует называть его гуманитарием. Да, он не понимает (и не желает сделать усилие, чтобы понять) математику и физику, но у него, мол, гуманитарный склад ума. Я же скажу, что нет у него ума – от слова совсем. Ума хватает только на то, чтобы скачать из интернета приличную презентацию по обществознанию, например, и потом ее на уроке изложить. А вот на таблицу умножения ума не хватает.

Тезис о ненужности точных наук поддерживают, к сожалению, и некоторые учителя. Учителя географии, истории, обществознания, иностранных языков проигрывают в объеме часов математикам и часто внедряют в головы своих учеников мысль, что математика им в жизни не нужна. И «гуманитарии», а по-русски, лентяи с этим с радостью соглашаются.

Подведу итог. Всем противникам математики предлагаю следующий сюжет. Математика отменена. Считать никто не умеет. Какие уж тут смартфоны. Какие интернеты. Зато все очень гуманитарно. 


Читайте также


Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Андрей Кортунов

Целью международного сообщества должно стать недопущение эскалации конфликта

0
13690
Годовщина войны, в которую никто не верил

Годовщина войны, в которую никто не верил

Геннадий Петров

Спустя 12 месяцев боевых действий ни Израиль, ни его противники не приблизились к победе

0
4603
Был ли Фрейд великим писателем?

Был ли Фрейд великим писателем?

Владимир Соловьев

Со дня смерти психоаналитика исполнилось 85 лет

0
7441
Британские дети становятся несчастнее, нидерландские – счастливее

Британские дети становятся несчастнее, нидерландские – счастливее

Данила Моисеев

Исследование показало, что мальчики и девочки лучше себя чувствуют в странах с небольшим социальным неравенством и здоровым микроклиматом в семье и школе

0
3070

Другие новости