На уроках физики и математики не отболтаешься просто так: надо уметь думать и считать. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
С 1926 года в СССР выходил журнал «Знание – сила». Очень популярный журнал. Существует он и сейчас, только популярность его явно оставляет желать лучшего, если судить по тиражу. Зато набирает популярность противоположное высказывание «незнание – сила», которое ввел в оборот Джордж Оруэлл в знаменитой утопии «1984». В аспекте школьного образования этот лозунг просматривается в весьма зловещем контексте. Откуда это взялось и куда приведет?
СССР практически до самого своего распада был обществом, ориентированным на технические науки. И как-то не возникало вопросов о том, зачем нужны математика и физика. Эти предметы были обязательными при сдаче экзаменов в технические вузы, причем математику обычно сдавали два раза – письменно и устно. Сочинение же рассматривали как «необходимое зло», которое тоже нужно сдать. Инженерно-технические вузы были главными, так как на одного юриста на производстве нужно 10 инженеров. А то и 20. Итак, математика, физика и литература лидировали.
«Лихие 90-е» сломали советскую систему образования, но новую систему не выстроили. Я даже не беру в расчет огромное количество коммерческих «помоечных» вузов, где одни невежды учили других невежд за деньги. Я говорю о презрительном отношении к знаниям, которое сформировалось в 90-е и до сих пор достаточно популярно. Дети, взрослевшие в 90-е, выросли и сейчас уже имеют своих детей школьного возраста. Но их презрение к «наукам» никуда не делось. И они уверенно передают свою идеологию собственным детям.
Мама для ребенка обычно самый главный авторитет. Иногда роль мамы играют папа или бабушка. Но факт непреложный: семья в очень значительной мере формирует отношение ребенка к окружающему миру. В том числе к школе и к учебе, к учителям и к репетиторам. Для ребенка мама всегда права. А мама, воспитанная на презрении к наукам, передает это презрение по наследству своему ребенку. И ребенок не уважает школу, не уважает учителей и ненавидит сложные предметы. В первую очередь математику и физику. Почему? Да потому что на уроках физики и математики не отболтаешься просто так: думать и уметь считать надобно.
Во многом формированию презрения к учебе способствуют негативные тенденции, которые мы наблюдаем в школьном образовании не первый год. Практическое упразднение понятия второгодников, перевод образования в статус образовательной услуги, материальная зависимость учителей не от знаний их учеников, а от поставленных оценок, широкое распространение в интернете ГДЗ (готовых домашних заданий) по всем предметам, наличие ответов на все вопросы в мобильном телефоне и многое другое не способствуют тяге к серьезной учебе.
Гуманитарий в классическом понимании слова – это человек, склонный к гуманитарным наукам, то есть к тем, которые изучают человека и его деятельность в обществе. Вот Владимир Ленин, которого точно можно признать гуманитарием, знал в совершенстве немецкий и французский языки, хорошо говорил на английском, имел глубокие знания в сфере философии, экономики и социологии, но и математику тоже знал. Глава ОГПУ Вячеслав Менжинский знал 16 иностранных языков, писал прозу, прекрасно знал классическую литературу, но при этом мог считать в уме.
Но были и другие «гуманитарии». Например, Николай Ежов получил только начальное образование, что совсем не помешало ему провести самые массовые репрессии. Никита Хрущев закончил три класса церковно-приходской школы, что не помешало ему стать во главе СССР. Вот уж воистину «незнание – сила».
Но я все же о современных реалиях. Ученик, которого раньше называли лодырем, сегодня требует называть его гуманитарием. Да, он не понимает (и не желает сделать усилие, чтобы понять) математику и физику, но у него, мол, гуманитарный склад ума. Я же скажу, что нет у него ума – от слова совсем. Ума хватает только на то, чтобы скачать из интернета приличную презентацию по обществознанию, например, и потом ее на уроке изложить. А вот на таблицу умножения ума не хватает.
Тезис о ненужности точных наук поддерживают, к сожалению, и некоторые учителя. Учителя географии, истории, обществознания, иностранных языков проигрывают в объеме часов математикам и часто внедряют в головы своих учеников мысль, что математика им в жизни не нужна. И «гуманитарии», а по-русски, лентяи с этим с радостью соглашаются.
Подведу итог. Всем противникам математики предлагаю следующий сюжет. Математика отменена. Считать никто не умеет. Какие уж тут смартфоны. Какие интернеты. Зато все очень гуманитарно.