Кому-то математика прелесть, а кому-то – гадость. Фото PhotoXPress.ru
Пять шагов к мудрости очень просты. Первый – арифметика. Начну с монолога Михаила Задорнова. Спорят два профессора – российский и американский. Пример выглядит так: 2+2х2=? Наш говорит, что будет 6 (и это так, потому что умножение выполняется раньше сложения), а американец, что 8. Берут калькулятор (то бишь телефон), который показывает: 8! Тогда включают компьютер и получают правильный ответ 6. Американец униженно уползает. Занавес.
А теперь спросите себя, вы бы ответили 6? А ваш ребенок? А друг вашего ребенка? Поэтому первый шаг: это понимание арифметики! Арифметика – первый кирпич в здании математического мышления. Арифметикой нужно научиться владеть виртуозно. Иначе будет как в другом анекдоте: 40 плюс 40 – рубль 40. А вы и не заметите. Нужно уметь правильно считать.
Второй шаг – системность. Сегодня как никогда важно осознать системность нашей жизни и развиваться комплексно. В какую сторону отклоняться – дело каждого, но нужно понимать, что мы часть общей системы, в которой без знаний делать особо нечего. Не зря Козьма Прутков говорил, что «специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». А узкий специалист особенно.
Школа дает определенное развитие, но не настолько, чтобы человек проникся системным мышлением. Зная устройство системы, можно научиться находить в ней оптимальный режим собственного существования. Не зная устройства системы, придется идти наугад. Не случайно прохиндеи всех времен отлично разбирались в тонкостях системы, в которой сами существовали.
Третий шаг: аксиомы – утверждение, которое принимается за истину без доказательства, чтобы служить предпосылкой или отправной точкой для дальнейших рассуждений и аргументов. Не каждая аксиома верна, это так. Например, долго верили, что Солнце вращается вокруг Земли. Не всегда аксиоматика (совокупность аксиом) полна и логична.
Но без аксиом систему не опишешь. А противоположность системе – хаос со всеми возможными последствиями. Давайте оценим последствия хаоса на поле так не любящих математику (да и логику) гуманитариев. История. Как только разваливается система и возникает хаос, следуют жертвы и разрушения, в том числе и в области культуры. Завоевание Рима варварами, завоевание Китая (а потом и Руси) монголами, Великая французская революция и т.д. Наши 90-е.
Чтобы не позволить поглотить себя хаосу, каждый умный человек должен выстроить для себя свою систему аксиом, с которой он и будет жить. Тогда его не сбить с толку ни «бесплатными рассрочками», ни «дешевыми путевками и квартирами», ни неожиданной «помощью». Я о мошенниках: ведь МММ это наш продукт. И сегодня таких МММ – на каждом шагу. Но если я знаю аксиому, что бесплатный сыр только в мышеловке, то я никогда не попадусь.
Четвертый шаг: логика, «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению»; от древнегреческого «логос». В современном понимании логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов. Вода, ткань, яблоко и т.д. При этом понятия разных людей могут быть разными. Уровень понятий доступен и дураку.
Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Яблоко крупное, вода холодная, платье красное. И здесь гораздо больше расхождений. Кому-то и при температуре воды 29 градусов купаться холодно, а кому-то – и в 18 тепло. Кому-то математика прелесть, а кому-то – гадость. И этот уровень доступен дураку. Причем дурак часто отстаивает свои суждения там, где его не просят, с упорством, достойным лучшего применения.
Умозаключение – самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения или вывода из других суждений. Дураки на это не способны. Однако умники не всегда корректны по отношению к дуракам и часто их обманывают, используя свои знания. Как не стать обманутым? Просто вовремя включать логику. Если есть такое умение.
Пятый шаг: тренировка ума. Итак, на предыдущих шагах мы поняли, что для того, чтобы приобрести статус «умный», нужно уметь считать, системно мыслить, выстроить свою аксиоматику и развить логику мышления. Заметим: математику быть умным проще. Но и гуманитарий должен быть системен и логичен, иначе он просто никчемен. Однако все шаги дают постоянный эффект только при регулярных тренировках.
Совсем необязательно решать математические или логические задачи. Можно брать практические случаи, анализировать, сопоставлять, делать умозаключения. При этом не сравнивать зеленое с мокрым, а длинное с тяжелым. Накапливать базу правильных умозаключений. И становиться мудрее и мудрее.