0
4572
Газета Я так вижу Печатная версия

01.08.2022 18:53:00

Отставки Бориса Джонсона и Марио Драги дали старт предвыборным кампаниям, от которых не знают, чего ожидать

Веймарская Европа

Дмитрий Сабов

Об авторе: Дмитрий Александрович Сабов – журналист-международник.

Тэги: европа, британия, италия, отставки, джонсон, драги, антироссийские санкции, веймарская республика

Все статьи по теме "Санкционные войны"

европа, британия, италия, отставки, джонсон, драги, антироссийские санкции, веймарская республика Фото Reuters

Июль лишил Европу двух лидеров, которые определяли ее политику в последние годы и, что особенно показательно, в последние месяцы – когда обозначилось жесткое санкционное противостояние с РФ. Интрига выборов, авральная подготовка к которым пришлась на август, в этом смысле понятна. Но важен расклад: от какого наследия отказываются преемники, а какое – возьмут на вооружение.

Первым в ореоле скандалов покинул пост главы «кабинета опустевших кресел» Борис Джонсон, «менеджер» брекзита, ставший также архитектором линии на конфронтацию с Москвой в наиболее жестком ее варианте. Как все чаще замечают теперь аналитики, радикальность эту объясняет во многом тупик, в который завела прежняя генеральная линия (брекзит), сколько сам Джонсон ее ни расхваливал. Чего стоит отправка канонерок Королевских ВМС в Ла-Манш осенью 2021-го с целью пресечь вылов французскими рыбаками морских гребешков и трески.

Известный эксперт по политической психологии из Ланкастерского университета Дэвид Колинсон уже назвал такой эффект «прозак-лидерством», уподобив самодовольство Джонсона в любой ситуации действию знаменитого антидепрессанта. Эта стратегия, утверждает профессор Колинсон, весьма распространенная в наши дни у политиков, «стимулирует руководителей верить в собственные рассказы о том, что все идет прекрасно, и не позволять своим сторонникам говорить о проблемах или признавать ошибки». Пока не приводит к явному противоречию с реальностью.

Как бы то ни было, двум кандидатам в преемники Джонсона будет непросто. В Соединенном Королевстве рекордная инфляция, на подходе шотландский референдум, необходимо выполнять протокол с ЕС по Северной Ирландии да еще что-то делать с игрой в Global Britain, которую Джонсон вел то в Тихом океане, то в Украине. На руинах такого наследства вообще непонятно, что значит быть консерватором и какие традиционные ценности защищать. Хорошо еще, что вопрос не выносится на всеобщее голосование: выбирать к 5 сентября между Риши Сунаком и Лиз Трасс будут 160 тыс. членов партии – 0,3% электората. В основном состоятельные мужчины старше 60, живущие в Большом Лондоне или на юго-западе и настроенные более консервативно, чем избиратели тори в целом.

Чтобы завоевать их симпатии, разъяснила экс-министр тори Анна Субри (она вышла из партии из-за несогласия с брекзитом), «важно регулярно ездить по округам, поглощать тонны каучуковой курятины и улыбаться, чтобы понравиться». Это повышает шансы Лиз Трасс, которая многие годы занималась такого рода «партийным туризмом» и давно уже стала осваивать имидж Маргарет Тэтчер, включая костюмы и шейные банты а-ля Лавальер. Экс-секретарь казначейства Сунак, напротив, из-за пандемии последние два года никуда не выезжал. Имидж Тэтчер он тоже осваивает, но при помощи финансовой логики, что убеждает депутатов, но на партийный электорат может и не сработать.

Другое дело, что не все избиратели-тори намерены общаться с кандидатами лично. Многие сформируют мнение по прессе, что в ситуации, когда о принципах спорить трудно, грозит персональными выпадами. Правда, оружие это обоюдоострое и конкуренты с ним осторожничают. Но важно посмотреть, как пойдет дело в августе, по ходу нарастания борьбы в округах.

Впрочем, чинная британская интрига рискует померкнуть на фоне итальянской кампании. Дело не только в том, что отставка предсовмина Италии и экс-главы Европейского центрального банка Марио Драги за год до выборов, намеченных на весну 2023-го, выглядит куда более неожиданной и абсурдной, чем отставка Джонсона. Она еще и прервала «антибрекзит» – прецедент по вовлечению в ЕС страны, которую левые и правые популисты пытались вытолкнуть из Евросоюза. Как ни странно, результат тот же – Италия в тупике. С перспективой нового захода во власть евроскептиков, только на сей раз не крайне левых, а крайне правых.

Этот «драгический прецедент» грозит зафиксировать, по сути, неудачу внешнего управления третьей экономикой ЕС, которую финансист с репутацией чудотворца «лечил» от госдолга в 2,8 трлн евро (абсолютный рекорд в ЕС). В контексте тех неприятностей, от энергетических до потребительских, которых ждут этой осенью, ясно: если к букету еврокризисов добавится еще и дефолт по госдолгу Италии, спасать надо будет уже не евро. Под ударом окажется сама евроконструкция.

Разрешат ли эту коллизию досрочные парламентские выборы 25 сентября? «Супер Марио» уходит, по данным опросов, вопреки воле двух третей электората. Итальянцы в чудеса верят и хорошо помнят, что это он спас евро в 2010-х (после дефолта Греции обсуждали возврат к национальным валютам), а затем – и саму Италию в 2021-м от правительственного кризиса и пандемии (она унесла, напомним, 100 тыс. жизней). Словом, на выборах они могут «отблагодарить» тех политиков, которые отправили чудотворца в отставку. Правда, сначала их надо найти.

Сейчас вся Италия гадает о формуле очередного combinazione, подарившего ей внеплановый кризис посреди летних каникул. Чувствуя раздражение избирателя, партии, которые приложили руку к этой отставке, открещиваются – от левого «Движения 5 звезд» до правых из «Лиги» Сальвини и «Вперед, Италия!» Берлускони. Бурно обсуждаются скандальные версии, в том числе «русский след»: банкира Драги называют одним из идеологов заморозки активов ЦБ РФ и отключения российских банков от SWIFT, а его «могильщиков» подозревают в пророссийских симпатиях. Аналитики указывают на кризис модели. «Наши политики уже не в силах выстраивать долгосрочные концепции, – подчеркивает профессор политологии Сиенского университета Лука Верзикелли, – а именно в таких случаях возникает ностальгия по сильной руке».

Рука эта, кстати, может оказаться дамской: самые мощные стартовые позиции (23% голосов) у партии «Братья Италии», лидера которой Джорджию Мелони называют «постфашисткой». В этом, впрочем, тоже можно разглядеть combinazione с целью разрушить коалицию крайне правых. Или – пролог к новой веймарской республике. На сей раз в масштабах Европы, в странах которой к власти по очереди приходят популистские меньшинства – по мере того как их перетасовывают кризисы, плановые и внеплановые. 


Читайте также


Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
548
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2276
Трампу ищут друзей в Европе

Трампу ищут друзей в Европе

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Орбан и Мелони оспаривают друг у друга право стать ключевыми союзниками избранного президента США в ЕС

0
1883
"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

Юрий Паниев

Второй срок Трампа в Белом доме начал обретать контуры

0
3256

Другие новости