Фото Reuters
Если 10 апреля, в первом туре президентских выборов, за Эмманюэля Макрона проголосовали 9,8 млн французов, то во втором туре парламентских 19 июня пропрезидентский блок «Вместе!» поддержали 8 млн. Всего за два месяца Макрон, уверенно переизбравшийся главой Франции, утратил поддержку 1,8 млн человек. Вместо абсолютного большинства в 314 депутатских мандатов, полученных в 2017 году, президентские силы получили теперь лишь 245. Впервые в XXI веке президент лишился абсолютного большинства (не менее 289 мест) в Национальном собрании – нижней палате парламента.
Главным героем кампании стала оппозиция, собравшая обильный урожай депутатских мандатов: новый союз левых сил NUPES во главе с Жан-Люком Меланшоном (131) и ультраправое «Национальное объединение», ведомое Марин Ле Пен (89). Французские СМИ не могли не воспользоваться таким подарком. «Землетрясение», – вынесла вердикт деловая газета Echos. «А король-то голый!» – торжествует рупор французской компартии Humanité.
Итак, что же произошло на парламентских выборах и что ждет Францию в ближайшем будущем? Прежде всего отметим, что катастрофы для президентских сил не произошло. Во-первых, блок «Вместе!» действительно одержал победу, набрав больше, чем какая-либо прочая партия. Это не абсолютное большинство, но в то же время был еще один, куда менее благоприятный для Макрона сценарий – победа NUPES, что погрузило бы Францию в «сосуществование», вызывая длительный политический кризис. Этого президент избежал.
Во-вторых, союзу левых сил Меланшона еще предстоит доказать единство в течение новой легислатуры Национального собрания. Почти сразу после выборов входящие в него четыре партии («Непокоренная Франция», социалисты, «Зеленые» и коммунисты) заявили, что собираются заседать в парламенте в виде отдельных фракций, что идет вразрез с планами Меланшона. Партии «Республиканцы» предстоит определиться, с кем она собирается сотрудничать в парламенте – с блоком Макрона, с партией Ле Пен или же останется сама по себе. Что же касается партии Ле Пен, то и ей предстоит определиться, какой курс она будет вести в отношении президентских сил – конструктивный или конфронтационный.
И тем не менее причин торжествовать у Макрона действительно нет. Во-первых, утраченное абсолютное большинство означает, что дальнейшее проведение задуманных им масштабных реформ (пенсионной, по дебюрократизации госуправления) сильно осложняется, так как для поддержки необходимых законопроектов блоку «Вместе!» придется искать поддержку у прочих партий. Пока на роль основного союзника подходят «Республиканцы», чья экономическая повестка имеет много общего с программой Макрона. На поддержку инициатив Макрона со стороны левых и ультраправых рассчитывать сложно. Их повестка, нацеленная на увеличение роли госсектора и рост социальной подушки в экономике, прямо противоположна идеям президента, а сотрудничество с лепеновцами до последнего времени было табуировано для любой системной силы.
Если президентские инициативы будут блокироваться оппозицией, у премьер-министра Элизабет Борн есть возможность пользоваться статьей 49-3: согласно ей, премьер может поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии к правительству в связи с голосованием по законопроекту. Если за 24 часа оппозиция не вынесет правительству вотум недоверия, законопроект будет считаться принятым. Но и здесь возможности для маневра президента невелики: пользоваться этой статьей с 2008 года можно лишь один раз в ежегодную парламентскую сессию.
Во-вторых, президентским силам, выступившим на выборах под этикеткой центристского блока «Вместе!», также еще предстоит оправдать это название. Коалиция состоит из восьми партий, среди которых ключевую роль играют три крупных: это созданная Макроном «Вперед, Республика!», ныне сменившая название на «Возрождение», – 166 мандатов, Демократическое движение Франсуа Байру – 47 мандатов и «Горизонты» Эдуара Филиппа – 28 мест. Несмотря на попытки Макрона слить их воедино, Байру и Филипп отстояли свою автономию и будут заседать в Национальном собрании отдельными группами. На это, помимо идеологических расхождений либерала Байру и правоцентриста Филиппа, накладываются непростые отношения между обоими лидерами и Макроном. Именно Байру пришлось уступить Макрону в 2017 году место главного собирателя центристских сил, а Филипп был первым премьер-министром Макрона, который отправился в отставку в 2020-м, имея к тому времени рейтинги, превышавшие президентские. Таким образом, задача сохранения этой пестрой коалиции в текущей обстановке для Макрона – одна из важнейших. Не исключено, что он попытается расширить свой блок путем переманивания к себе социалистов и «Зеленых» из союза левых сил.
В целом новая конфигурация сил во Франции осложняет позиции президента и делает траекторию развития внутренней политики страны более неопределенной. Говоря словами авиадиспетчеров, французам стоит «пристегнуть ремни», чтобы успешно пройти грядущую зону политической турбулентности. Алгоритм работы системных механизмов Макрону и оппозиции еще предстоит согласовать.