На фото встреча Хорхе Родригеса (слева) и Херарда Блейда. Фото twitter.com/jorgerpsuv
В Венесуэле ждут скорого возобновления диалога между властью и оппозицией. Красочные фотографии их представителей Хорхе Родригеса и Херарда Блейда, улыбающихся и пожимающих руки друг друга, видимо оговаривающих предстоящую встречу, обошли местную прессу. Все это происходит на фоне решения администрации Джо Байдена смягчить ряд экономических санкций против Венесуэлы, введенных ранее.
Министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард приветствовал намерение венесуэльских власти и оппозиции вновь сесть за стол переговоров и подтвердил готовность всяческого содействия. Именно в его стране, как ожидается, будут идти переговоры. Идею возобновить внутривенесуэльский диалог горячо поддержала Мишель Бачелет, верховный комиссар ООН по правам человека. Президент влиятельной Федерации промышленных палат и ассоциаций Венесуэлы Артуро Фернандес подчеркнул, что встрече следует содействовать подъему экономики, начавшемуся недавно. Хорхе Ботти, бывший руководитель Венсуэльской федерации торгово-промышленных палат, Федекамарас, подчеркнул, что диалог будет непростым и долгим. А председатель Конференции католических епископов Венесуэлы, кардинал Балтасар Поррас, напутствуя участников переговоров, заявил, что стороны обязаны во главу угла поставить интересы народа, а не отдельных групп или партий.
Более критически высказывались венесуэльские политики. Многих из них смущает место проведения диалога. Ведь первые переговоры между конфликтующими сторонами начались в 2018 году в Доминиканской Республике, шли при посредничестве тамошнего президента Данило Медины и экс-премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Затем к переговорам подключился Пабло Паролин, специальный представитель папы Римского. Позднее к понтифику напрямую обратились с просьбой о посредничестве обе стороны – и власть, и оппозиция. Глава Католической церкви отказал Мадуро, заявив, что его посланцы имитировали переговоры лишь для того, чтобы потянуть время. Проходили и встречи на Барбадосе. Все они оканчивались безрезультатно. То же самое можно сказать и о переговорах в Мексике, которые теперь предполагается возобновить. Они стартовали 13 августа минувшего года. Стороны подписали Меморандум о взаимопонимании, договорились создать механизм консультаций и продолжить встречи. Обсуждение длилось долго, постоянно срывалось, возобновлялось вновь. Окончательно диалог прервался в октябре, после экстрадиции в США колумбийского предпринимателя Алекса Сааба, считающегося близким к Николасу Мадуро. Кстати, этого бизнесмена собираются непременно включить в состав правительственной делегации на переговорах в Мексике, что может всерьез затруднить переговорный процесс.
Генеральный секретарь партии «Демократическое действие» Бернабе Гутьерес полагает, что теперь диалог, касающийся будущего страны, должен проходить в Венесуэле, а не за рубежом. Аналогичного мнения придерживается Клаудио Фермин, кандидат в президенты на выборах 2000 года. Напротив, депутат Национальной ассамблеи Луис Эдуардо Мартинес горячо поддержал идею встречи в Мексике, принимая во внимание, что там имеются все надлежащие условия для успеха мероприятия.
Противники и сторонники Мадуро вообще будут вести диалог в новых условиях, сложившихся после муниципальных выборов 21 ноября 2021 года. То голосование, проходившее при участии международных наблюдателей, было относительно удачным для оппозиции. Оппозиционеры завоевали три кресла губернаторов, в том числе на малой родине Уго Чавеса. После этого они с большим доверием стали относиться к переговорному процессу. Прежде противники Мадуро полагали, что следует предварительно наметить сроки проведения прозрачных президентских и парламентских выборов, а уж потом садиться за стол переговоров. Но после успеха 21 ноября оппозиционеры скорректировали стратегию, создали Унитарную демократическую платформу и объявили о готовности к диалогу.
Особенность момента состоит в том, что администрация Джозефа Байдена, не признававшая легитимность региональных выборов, нынче горячо ратует за возобновление внутривенесуэльского диалога. Определенную поддержку эта идея имеет и в Конгрессе США: 18 законодателей от Демократической партии призвали правительство поддержать переговоры. Байден, по мнению авторитетной американской журналистки Триш Реган, хотел бы снять санкции с богатой энергетическими ресурсами страны, дабы снизить стоимость нефти, но опасается политических последствий со стороны России и Китая. В истеблишменте США есть, конечно, и непримиримые противники диалога с Мадуро. Яркий пример – сенатор-республиканец Марко Рубио, неизменно противящийся любому сближению с венесуэльскими властями. Он убежден, что своими уступками Байден только укрепляет режим Мадуро.
Как бы то ни было, нынешний американский посол в Венесуэле Джеймс Стори, ратующий за проведение свободных выборов, заявил о готовности всячески содействовать переговорам между властью и оппозицией, поскольку они открывают путь к последующему свободному волеизъявлению граждан. А государственный секретарь Энтони Блинкен заявил, что американские санкции против Венесуэлы не вечны и, если появится прогресс в переговорах, США постепенно будут их снимать.
Все оппозиционные политические партии независимо от размеров («Демократическое действие», «Народная воля», «Прежде всего справедливость» и другие, входящие в Унитарную платформу) в преддверии намечающихся переговоров анализируют их содержание, вносят необходимые поправки, консолидируют свои ряды. Они проводят перерегистрацию в случае необходимости, переизбирают руководство. Нет недостатка и тех, кто скептически оценивает возможность договориться с Мадуро. Вот, например, точка зрения венесуэльского аналитика Умберто Гарсиа Ларралда. Он убежден, что недавнее антиимпериалистическое по содержанию выступление Мадуро в Гаване на саммите Боливарианского альянса (ALBA) значительно снижает потенциал официальных кругов в диалоге. Как считает аналитик, они по-прежнему руководствуются не общенациональными интересами, а лишь собственным выживанием, проще говоря, сохранением существующего режима.
Гарантом переговорного процесса выступает Норвегия, имеющая богатый опыт мониторинга подобных мероприятий. Она наблюдала за прерванным диалогом, не теряя надежды на позитивный результат. Особенно старался специальный представитель Даг Найландер, в прошлом году утверждавший, что переговоры не сворачиваются, а откладываются. Он оказался провидцем. Как и предсказывал Найландер, стороны вновь заявили о готовности к переговорам без предварительных условий. Забрезжил свет в оконце.
Недавно появилась информация, что якобы руководство Венесуэлы считает необходимым пригласить в качестве международного посредника не Норвегию, а Россию. По нашему мнению, эта перемена привела бы к срыву переговорного процесса. Нарушится принцип нейтралитета, строго обязательный в подобных случаях. Как подчеркивалось в коммюнике МИД РФ, российская позиция четко зафиксирована в Меморандуме о взаимопонимании, подписанном 13 августа минувшего года в Мексике.
В общем, прибегая к спортивной лексике, можно сказать, что все стороны, вовлеченные в венесуэльские события, изготовились на старте и теперь ждут отмашки. Она может быть в любой момент.