0
9695
Газета Я так вижу Печатная версия

15.06.2022 20:24:00

Жизнь под санкциями как новая нормальность

Из государств, оказавшихся под разного рода ограничениями, уже можно составить представительный союз

Сергей Серебренников

Об авторе: Сергей Сергеевич Серебренников – профессор РАНХиГС.

Тэги: страны, гибридные войны, санкции, эффективность

Все статьи по теме "Санкционные войны" Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

страны, гибридные войны, санкции, эффективность Фото Pixabay

Практика ведения санкционных, гибридных войн берет свое начало в древности, многие проводят аналогии с осадой врагами городов-крепостей, блокадой, для принуждения осажденных к сдаче в плен. Но за тысячелетия таких противостояний известно много случаев, когда осажденные переживали своих оккупантов и даже, наоборот, заставляли сдаться в плен их самих.

Бурный расцвет практик введения ограничений против неугодных стран начинается в новейшей истории – после окончания Второй мировой войны. Во многом это было связано с гегемонизацией и усилением США. Самые яркие и известные примеры санкционного давления – давление Штатов на Северную Корею в 50-е и Кубу в 60-е. Были введены ограничения на торговые операции, на экономическое, политическое и гуманитарное сотрудничество, причем наказанию подвергались и иные государства, предпринимающие попытки установить отношения с данными странами. В итоге обе страны находились в жесткой экономической блокаде на протяжении полувека, и лишь несколько лет назад были применены определенные смягчающие меры – и эмбарго ослабло. Но и Куба, и Северная Корея привыкли к закрытому режиму хозяйствования, усилили собственные властные режимы, воспитали поколения граждан, не представляющих иной жизни, кроме как в закрытой системе, и по факту никаких попыток к изменению ситуации не предприняли.

Санкции против Кубы – самое продолжительное экономическое эмбарго в современной истории. Первые ограничения со стороны США были введены в 1958 году, во времена режима Фульхенсио Батисты. После победы кубинской революции США ввели эмбарго на экспорт на Кубу. Начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций ежегодно принимает резолюцию с требованием прекратить экономическую блокаду Кубы со стороны США, но Америка и Израиль не поддерживают данное решение.

В 70–80-е годы ряд ограничений был введен против Ирана. Под запрет подпали международная торговля с Ираном, банковская и любая экономическая деятельность, были заморожены активы Тегерана в американских банках. Введен особый запрет на научно-технологическое сотрудничество в связи с реализацией Исламской Республикой собственной ядерной программы. Программа была свернута, а эмбарго действует и сегодня.

В начале 90-х подвергся жесточайшей блокировке Ирак. Был запрещен импорт товаров и услуг, введены ограничения на экспорт углеводородов. Проведение военной операции против Ирака и создание демилитаризованных зон привели к фактическому политическому кризису в Ираке. А название самого государства долгое время в мировом информационном пространстве сопровождалось негативными коннотациями. Следует отметить, что после падения режима Хуссейна его режим все больше вспоминается местными гражданами как период стабильности на фоне перманентного политического кризиса Багдада последнего десятилетия.

90-е и начало нулевых ознаменовались ожесточением США и союзников против балканских стран. Подверглись заморозке экономические отношения Сербии и Черногории с европейскими странами, введены персональные санкции против руководства республик. Введены штрафные санкции для компаний, осуществляющих экономическое взаимодействие с опальными государствами и их резидентами. Апофеозом санкционной политики стала военная атака НАТО на Сербию. Только за пару последних десятилетий мирного XXI века число санкционных стран постоянно расширялось. Так, его пополнили Конго, Ливия, Ливан, Сирия, Тунис, Кот-д’Ивуар, Белоруссия, Сомали, Судан, Йемен, Зимбабве и, наконец, Россия.

Но неэффективность санкционной политики признают многие исследователи. Самым известным, пожалуй, является исследование группы американских ученых во главе с Гэри Хофбауэром «Экономические санкции: Переосмысление». Фактически авторы приходят к выводам об обоюдоостром эффекте экономических блокад, о росте уровня национального сознания в странах, подвергшихся санкциям, хоть и пренебрегают этим фактом, делая поправку, что страны третьего мира не представляют никакой угрозы для мирового гегемона. Там же авторы приводят примеры иных «неудачных» санкций: советские санкции против Югославии в 1948–1955 годы, меры США против Индонезии в 1963–1966 годы, действия ООН против Родезии в 1965–1979 годы и санкции США против Никарагуа в 1980-х.

По мнению ряда американских исследователей, режим экономического давления на Кубу – одно из самых неудачных решений США в ХХ веке. Декан школы общественных связей American University Уильям М. Леогранде резюмировал, что эмбарго против Кубы является «старейшим и наиболее всеобъемлющим режимом экономических санкций США против любой страны мира». По словам Леогранде, «эмбарго никогда не было эффективным для достижения своей главной цели: вытеснения революционного режима Кубы из власти или подчинения его воле Вашингтона».

И в сегодняшней ситуации мы слышим, что спустя 100 дней с момента начала специальной военной операции и введения шести пакетов санкций, ограничивающих Россию, коллективный Запад начинает говорить об отсутствии сокрушительного эффекта данных мер, скорее об обратном эффекте для экономики нашей страны, о развороте России на Восток и укреплении национального суверенитета.

Количество государств, находящихся под санкциями, уже столь велико, что из них можно составить представительный геополитический союз, сопоставимый с Организацией Восточного договора. Под санкциями на сегодняшний день находятся около 40 государств.

Делая вывод, можно заключить, что эффект санкционного давления достигается только на короткой временной дистанции и против слаборазвитых государств. Конечно, Россия не Куба и не Северная Корея, она в состоянии как обеспечить воспроизводство собственной национальной экономики, так и взять на себя функцию мирового лидера социально-экономических трансформаций для многих партнерских стран. Но для этого необходимо реализовать ряд оперативных мер по корректировке промышленной и экономической политики для ускоренного преодоления существующих дисбалансов и выстраивания суверенной, полноотраслевой, самодостаточной национальной экономики. 


статьи по теме


Читайте также


Трампу придется искать точки соприкосновения с Персидским заливом

Трампу придется искать точки соприкосновения с Персидским заливом

Грубое давление США на Иран вряд ли поддержат аравийские монархии

0
2967
"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

Юрий Паниев

Второй срок Трампа в Белом доме начал обретать контуры

0
3686
Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Игорь Субботин

У иранской ядерной программы появились новые стимулы

0
2421
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
5332

Другие новости