На фото Даниэль Гюнтер. Фото Reuters
Май – традиционное время региональных выборов в Германии. Нынешний год не является в этом плане исключением. И несмотря на то что конфликт в Украине по-прежнему заслоняет все другие события в информационной повестке, к прошедшим 8 мая выборам в земельный парламент (ландтаг) Шлезвиг-Гольштейна было приковано заметное внимание.
Основной интригой являлось не столько то, сможет ли действующий премьер-министр Даниэль Гюнтер, которого СМИ окрестили «последним реликтом эпохи Меркель» (за характерную «консенсуальную культуру». – А.К.) сохранить свой пост, сколько какой результат покажет его партия – Христианско-демократический союз (ХДС). В преддверии выборов опросы общественного мнения безоговорочно отдавали именно ему пальму первенства, прогнозируя поддержку на уровне 33–38%.
Однако итоговый результат ХДС превзошел все ожидания – 43,4% голосов. Во многом это позволит «черным» вернуться к формату двухпартийной коалиции (в настоящее время в правительство Шлезвиг-Гольштейна помимо ХДС входят «Союз 90/ «Зеленые» и Свободная демократическая партия).
Во всяком случае, Гюнтер, сумевший за счет собственного авторитета оттянуть голоса почти у всех политических сил и тем самым обеспечить убедительную победу ХДС, попытается договориться о формировании нового земельного правительства со свободными демократами, набравшими 6,4%.
Впрочем, сколь бы значимой ни была победа ХДС, она меркнет на фоне другого явления – грандиозного поражения Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Социал-демократы продемонстрировали худший в своей истории результат, едва сумев получить 16% голосов избирателей (на 11,3% меньше, чем в ходе предыдущих земельных выборов в 2017 году), в конечном итоге пропустив на второе место «Зеленых», набравших 18,3%.
Этот антирекорд выглядит еще более впечатляюще, если учесть тот факт, что в конце марта на земельных выборах в другой федеральный земле – Саар СДПГ вчистую обыграла ХДС, набрав 43,5% голосов, и прервала тем самым более чем 40-летнюю историю доминирования христианских демократов в региональном парламенте.
Причем эта оглушительная победа социал-демократов в Сааре была связана с так называемым «эффектом Шольца». А именно, как ее уже успели окрестить, «эпохальной» речью нынешнего канцлера в Бундестаге 27 февраля, в ходе которой он объявил о коренном изменении оборонной доктрины и доктрины национальной безопасности Германии.
Впрочем, как показали выборы в Шлезвиг-Гольштейне, «эффект Шольца» оказался весьма краткосрочным. И причина этого кроется не столько в «переменчивой любви» избирателей, сколько в действиях самого федерального канцлера. Непоследовательность его действий (вроде ситуации с поставками тяжелых вооружений Украине), порождающая волну критики не только со стороны политических противников, но и партнеров по правящей коалиции – «Зеленых» и СвДП, а также стратегические коммуникационные ошибки, связанные с открытым пренебрежением общественным мнением в Германии, во многом негативно отражаются не только на рейтинге канцлера, но и возглавляемой им партии.
Причем все это может выйти СДПГ боком в самое ближайшее время. 15 мая должны пройти выборы в ландтаг федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. В опросах общественного мнения СДПГ шла ноздря в ноздрю с правящим там ХДС. Однако в последние недели социал-демократы начинают стремительно утрачивать свои позиции. Так, согласно свежим опросам исследовательской группы INSA, СДПГ на предстоящих выборах готовы поддержать 29% избирателей, в то время как ХДС – 31% (месяцем ранее картина выглядела «зеркально» – 31% и 29% соответственно).
Значимость земельных выборов в Северном Рейне-Вестфалии для СДПГ объясняется не только тем, что это крупнейшая по численности населения федеральная земля, а также тем, что партия хотела бы развить свой успех, достигнутый в Сааре, прервав еще одну «земельную гегемонию» ХДС, но и желанием, что называется, «уязвить» извечного соперника, продемонстрировав его некомпетентность. Дело в том, что с конца октября минувшего года премьер-министром земли является Хендрик Вюст, назначенный на должность после отставки прежнего главы и по совместительству кандидата на должность канцлера от блока ХДС/ХСС Армина Лашета, действия которого во многом способствовали проигрышу «черных» на парламентских выборах в сентябре 2021 года. И возможная победа социал-демократов на земельных выборах стала бы не только четким сигналом возвращения СДПГ, в последние годы находившейся в состоянии кризиса, в качестве значимой политической силы, но и признаком окончательного «банкротства» «политического наследия Меркель».
Однако сейчас эти планы выглядят все более призрачно. И «оплеуха» на выборах в Шлезвиг-Гольштейне – лишнее тому подтверждение.
Но самое неприятное для социал-демократов состоит в том, что стремительно снижающийся «эффект Шольца» не просто усиливает основных конкурентов, поднимая их моральный дух (после выигрыша ХДС в Шлезвиг-Гольштейне его председатель Фридрих Мерц заявил о том, что это создает «попутный ветер» на предстоящих выборах в Северном Рейн-Вестфалии), но чревато далеко идущими последствиями.
Одно из возможных – распад действующей правящей коалиции «светофор» в результате выхода одного (например, СвДП) или сразу двух (свободные демократы и «Зеленые») партнеров на фоне усиления критики как со стороны оппозиции, так и формирования негативного общественного мнения в отношении правительства (судя по последним опросам общественного мнения, это как раз и происходит). В этом случае Олафу Шольцу не миновать так называемого «конструктивного» вотума недоверия, как это произошло в 1982 году, когда в результате распада правящей коалиции на смену канцлеру социал-демократу Гельмуту Шмидту пришел представитель ХДС Гельмут Коль.
Очевидно, Шольц должен помнить эту историю. Во всяком случае, его основной политический визави – Мерц, похоже, прекрасно о ней осведомлен. Недаром его с недавних пор уже вовсю именуют «теневым канцлером».
Берлин