Оксфорд, Кембридж, американские университеты Лиги плюща всегда воспринимались как заведения, в которых воспитывались управленческие элиты Англии и США. Фото Reuters
Я не самого высокого мнения о качестве российского высшего образования того поколения, что училось в вузах с 1997-го по примерно 2012-й. Сам я учился с 2000 по 2008 год, включая три года в аспирантуре. Старая советская система образования тогда уже была сломана, а новая российская еще толком не утвердилась. Престиж технических и естественно-научных дисциплин упал ниже ватерлинии, зато невиданно возросла якобы востребованность таких профессий, как юрист, экономист и пиарщик.
Со временем это привело к забавному парадоксу, о котором рассказывал мой друг и бывший одноклассник – советник в крупной американской юридической компании. Вроде бы юристов на рынке переизбыток, а захочешь найти специалиста в области международного торгового права с хорошим английским и релевантной практикой – на астрономическую даже по московским меркам зарплату просто нет серьезных кандидатов.
Наверное, нет смысла скрывать, что даже в моем родном Санкт-Петербургском государственном университете можно было ничтоже сумняшеся валять дурака все пять лет обучения. И не мытьем, так катаньем получить троечный диплом. Разумеется, были и те (и они в вузах такого уровня все же составляли большинство), кто выгрызал знания и был готов воспользоваться любой возможностью, предоставляемой университетом, дабы повысить свой уровень перед выходом в самостоятельную жизнь. Дополнительные курсы иностранных языков, посещение любых лекций на других факультетах, которые читали величины мирового уровня, межвузовский обмен с иностранными университетами, практика в реально передовых компаниях в России и за рубежом – все это у нас было.
Все ли, кто мог, использовали эти шансы? Единицы. Но даже у последнего разгильдяя на курсе все равно оставались в голове фундаментальные вещи из курса классического университетского образования: античная литература, литература Средних веков и Возрождения, древнерусская литература, зарубежная и русская литература XVII, XVIII, XIX, XX веков, на каждый период которой отводился целый семестр (!), русская и зарубежная история, геополитика, история живописи и архитектуры… И прочие вещи, которым, похоже, не учат в современных вузах.
Современная молодежь в целом гораздо более ориентирована на узкую специализацию, чем наше поколение. Сидя в диссертационном совете факультета журналистики СПбГУ, я читаю отличные дипломы и диссертации по PR и коммуникациям. Ребята гораздо лучше владеют английским, чем наше поколение, и, пожалуй, к окончанию вуза лучше, чем мы, разбираются в основах профессии. Но уровень общей эрудиции и знаний об элементарных, казалось бы, вещах – это какое-то дно. Оговорюсь, не для всех. Примерно 15% всех учащихся – реально светлые головы. Еще из 40% с помощью палочной дисциплины можно сделать грамотных профессионалов и эрудированных людей. А вот остальные будут рисовать Берию вместо Гагарина просто потому, что не знают, как выглядел последний.
Однако вот к чему я все это рассказываю. Когда учились мы, у нас в головы на подсознательном уровне было вбито, что вузы-то у нас по российским меркам, конечно, может, и крутые, но они не идут ни в какое сравнение с такими глыбами, как Оксфорд, Кембридж и американские университеты Лиги плюща. Вот уж там-то уровень так уровень! Столетиями отточенные традиции воспитания элиты, которая будет править Англией и США. Куда нам до них... А уж те выпускники, кто после окончания попадал в Foreign Office или Госдепартамент, точно представлялись элитой из элит.
В то же время, несмотря на тотальную коммерциализацию образования, а также падение уровня и социального престижа профессии преподавателя, в России оставался вуз, который не только не утратил былых позиций, но такое ощущение, что даже укрепил их. Я говорю о Московском государственном институте международных отношений МИД РФ, МГИМО. Разумеется, и его не миновала череда проблем коммерциализации в виде silver-spoon bastards, единственным активом которых были богатые родственники, а также недоросли из семей потомственной номенклатуры и людей со связями. Но они как-то проходили МГИМО транзитом, как абсолютно инородные тела.
Были в МГИМО люди, которые, получив хорошее образование, в жизни устроились неплохо, но явно несообразно его уровню. Это тоже нормально: хороших мест всегда было меньше, чем претендентов на них. Но главное в другом: МГИМО сумел сохранить традиции и не нарушить преемственность поколений отечественного дипломатического корпуса. Именно поэтому сейчас российские дипломаты – это те, кем наша страна по праву может гордиться.
В любом случае факт остается фактом: то, что Россия, имея лишь шестую по уровню развития в мире экономику и военный бюджет в 10 раз меньше, чем у основного противника, играет в геополитику на уровне сверхдержавы, – это исключительно заслуга российских дипломатов.
Теперь давайте трезво взглянем на их оппонентов. Вы и вправду поверите, что такой неоднозначный персонаж, как британский премьер Борис Джонсон, действительно окончил Оксфорд? А ведь он его окончил. А Лиз Трасс – дама, заявившая, что Украина пережила множество вторжений «от монголов до татар» и полагающая, что балтийских союзников Великобритании следует снабжать через Черное море? Ведь она тоже имеет диплом Оксфордского университета. Секретарь Госдепартамента Энтони Блинкен с дипломом Гарварда вроде бы до сих пор не говорил вопиющих глупостей, но, судя по уровню аргументации на брифингах и пресс-конференциях, он уступает своему российскому визави минимум на две головы. Немецкая министерша от «Зеленых» Анналена Бербок с дипломом университета Гамбурга и Лондонской школы экономики лишь откроет рот – котировки цен на газ в Германии подскакивают на несколько сотен евро. Оно и понятно. Ведь эта дама ни дня не проработала на нормальной работе, занимаясь всю жизнь выстраиванием партийной карьеры.
Я, конечно, извиняюсь, может быть, в Госдепартаменте США, а также МИД Германии и Великобритании просто идет отрицательная селекция, дабы недоучки и посредственности не чувствовали себя на уровне своих более адекватных коллег столь ущербными. Но очевидно, что уровень образования в ведущих западных вузах сильно переоценен.
Раньше меня сильно раздражало, если в Европе кто-то утверждал, что признание моего диплома СПбГУ эквивалентом немецкого магистерского, а кандидатской диссертации эквивалентом немецкой докторской – одолжение со стороны правительства Германии, которого я недостоин. Теперь же это не вызывает ничего, кроме усмешки.
Росток