Фото Reuters
Сотни тысяч перуанцев выходят на массовые акции протеста, вызванные невиданным ранее повышением стоимости жизни. Демонстранты в десятках муниципалитетов выступили против роста цен на горючее, продовольствие и удобрения в результате рекордной инфляции за последние 26 лет.
Выступлений подобного масштаба не наблюдалось в новейшей истории Перу. Они расшатывают нынешнюю хрупкую систему и существующий режим. Это свидетельство того, что люди устали от катастрофического понижения своих и без того мизерных доходов. Это, в свою очередь, породило мощную волну протестов, приведшую к гибели по меньшей мере шести человек. Прокуратура начала расследование.
Протестам предшествовала крайне тревожная политическая обстановка. Напомним, что только за первые полгода в Перу сменилось четыре кабинета министров в администрации президента Педро Кастильо. Провинциальный сельский учитель вступил в должность 28 июля 2021 года, добившись успеха в драматическом поединке, где победитель определился лишь сотыми долями процента.
Характерная особенность нынешней обстановки в стране – переплетение различных форм массового недовольства. В качестве впечатляющего примера приведем забастовку транспортников, продолжавшуюся с 28 марта по 2 апреля. Она затронула всю отрасль, фактически ее парализовав, охватила многие департаменты, к ней присоединились рядовые граждане. Среди протестующих оказалось несколько жертв, в том числе 13-летний подросток, убегавший от полиции и утонувший в реке, а также пенсионер. Эти эпизоды взволновали общество, которое потребовало провести тщательное расследование и наказать виновных.
Весьма примечательно, что незадолго до массового выступления парламент на своем чрезвычайном заедании рассматривал внесенный оппозицией вопрос об импичменте главе государства. Кастильо висел на волоске. Но процедура для него закончилась без последствий, поскольку резолюция не набрала необходимого кворума. Хотя это был явный звонок о неблагополучии в стране.
Малоопытный Кастильо, выдвинутый организацией «Свободное Перу», ратовал за всемерное усиление роли государства, национализацию ключевых отраслей хозяйства, дополнительные налоги на доходы горнодобывающих компаний, созыв Конституционной ассамблеи для реформирования Основного закона. На его мировосприятие как выходца из Кахамарки оказал воздействие парадокс: бедный департамент богат залежами минеральных ресурсов, включая золото.
Местные и зарубежные эксперты предрекли новичку в большой политике нелегкую судьбу. И не ошиблись. Наспех сколоченную политическую организацию раздирают острейшие противоречия. Одно из крыльев подталкивает главу государства влево. Но он держится, сказывается крестьянская закваска. Его успех на выборах не в последнюю очередь объяснялся нежеланием большинства избирателей видеть на первых ролях продолжательницу дела экс-президента Альберто Фухимори. Следует при этом сказать, что весьма значительный сегмент электората признает заслуги этого деятеля во многих областях. Это свидетельство глубокого раскола общества.
Турбулентность стала характерной чертой жизни перуанского общества. С 2016 года страна переживала сложный период. За пять лет с калейдоскопической быстротой сменились четыре президента.
Кастильо приобрел известность как организатор масштабного выступления профсоюза учителей в 2017 году, требовавших повышения заработной платы. Оно обрело общенациональную значимость. Бизнес опасался, что победитель двинется по пути левых радикалов. Сам Кастильо открещивается от подобного варианта, сохраняет автономию Центрального резервного банка от исполнительных органов. Старается не делать резких шагов, способных разбалансировать экономику страны. При этом неизменно подчеркивает приоритетную цель правления: «Покончить с бедностью в богатой стране». Он шарахается из стороны в сторону, сначала объявил о введении чрезвычайного положения в Лиме, затем быстро отменил вердикт.
Кастильо, конечно, учитывает, что все предшествующие президенты, независимо от их ориентации, демонстрировали приверженность свободному рынку. И не забывает, что при реализации курса у правительства всегда возникали трудности. Тем более что у фракции в Национальном конгрессе, состоящем из 130 депутатов, нет квалифицированного большинства. Сторонники Кастильо имеют лишь 37 мест. Им приходится лавировать, действовать осторожно, как саперам на минном поле. Поэтому правящая команда не спешит реализовывать некоторые предвыборные обещания президента.
Изначальной слабостью кабинета министров, раздираемого внутренними противоречиями, является то, что он не провел даже малозначительных социальных реформ, облегчающих бедственное положение рядовых тружеников.
Ситуация усугубилась пандемией: 1,9 млн перуанцев заразились COVID-19. По данному показателю на душу населения страна оказалась лидером в мире. В результате 69 тыс. перуанцев умерли. 2 млн потеряли работу. Треть из 33 млн человек прозябают за чертой бедности. Велико число граждан, занятых в неформальном секторе.
Уязвимость нынешней власти заключается в отсутствии единства, наличии разношерстных лиц, придерживающихся взаимоисключающих взглядов. На данную особенность обращает пристальное внимание местная и зарубежная пресса.
В складывающихся условиях не исключена вероятность импичмента президента, как уже не раз случалось ранее. На «стреме» соперница по электоральной схватке Кейко Фухимори, не смирившаяся с поражением. Она закаленный боец – несмотря на многочисленные неудачи, упорно двигалась к заветной цели. Она и сейчас не теряет надежды.
Мировая общественность внимательно следит за перуанским экспериментом. Достаточно сказать, что эту страну недавно посетил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, ознакомившийся с положением дел.
Пока ясно одно. Главу государства, не снимающего с головы широкую соломенную шляпу, ждут немалые новые испытания.