Фото ldpr.ru
Полдня без Владимира Жириновского. Странное ощущение. Впрочем, нынешней весной те, у кого хватает выдержки читать новости, ежедневно испытывают полный спектр ощущений, от странных до страшных. Однако даже грозные события в соседней стране не делают незаметным уход из жизни одной из самых ярких и символичных фигур постсоветской истории, кто бы и как к Жириновскому не относился.
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин назвал лидера ЛДПР талантливым политиком, который «глубоко понимал, как устроен мир, и многое предвидел». Президент Владимир Путин отметил, что Жириновский «искренне стремился внести вклад в решение важнейших общенациональных задач. И всегда, в любой аудитории, в самых острых дискуссиях отстаивал патриотическую позицию, интересы России». Ксения Собчак в своем Telegram-канале написала, что Владимир Жириновский умел «играть с непростой реальностью».
На мой взгляд, ключевым словом здесь является глагол «играть». И дело даже не в актерском и импровизаторском даре повесы думской трибуны и телевизионных ток-шоу. В течение трех десятилетий Жириновский трансформировал политику в театрализованное представление, если угодно – в театр абсурда. Он успешно соединял несоединимое и олицетворял собой политический постмодернизм.
«Мать русская, отец юрист» - и при этом русский националист, срывающий овации «глубинного народа». «Мы за бедных, мы за русских» - и при этом успешный политический предприниматель, одним из первых понявший, что депутатские удостоверения являются одной из самых твердых валют. Убежденный имперец и милитарист – и при этом «либеральный демократ», смотри название партии. И если для человека, «застрявшего» в эпохе модерна, такие сочетания представляются абсурдными, то для постмодернистского сознания в них нет ничего неприличного. Если нарисованный на белом фоне черный квадрат на аукционе продается за десятки миллионов долларов, то и в политике тоже «все дозволено» - чем она должна принципиально отличаться от искусства той же эпохи постмодерна? Американская культура отмены, например, явление того же самого порядка.
Заслугой или преступлением (кому как нравится) Жириновского является то, что он адаптировал политический посмодернизм на российской почве, которая внешне кажется для таких экспериментов малопригодной. С помощью своего сценического таланта он вошел буквально в каждый российский дом, став такой деталью политического ландшафта, которую никто другой точно не заменит. И одним из зеркал, в котором отразилась постсоветская Россия, пришедшая туда, куда она пришла.
комментарии(0)