Ученики прекрасно чувствуют ситуацию. И просто уверены, что из класса в класс их переведут – практически при любом уровне знания. Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru
Когда-то я достаточно глубоко исследовал так называемые нормативно-дескриптивные системы в социально-экономической сфере. Что это такое. Допустим, имеется система управления (центр) и подчиненные системы (периферия). Задача состоит в том, чтобы центр принимал управленческие решения с учетом реакции периферии так, чтобы вся система при этом работала наиболее эффективно.
Прошли годы. Теория осталась в теории, а на практике наблюдаю в самых разных сферах общественной жизни не только дисбаланс интересов, но и противопоставление их друг другу. Например, в современной российской системе школьного образования.
Итак, есть общий центр (министерство) и центры поменьше (региональные и муниципальные). Эти центры имеют основной целью организацию школьного образования и повышение его качества. Цель важная, однако для достижения ее необходимо учитывать интересы тех, кто обеспечивает результат. Это, разумеется, учителя.
Критерии оценки труда учителя сегодня достаточно своеобразны. Основная зарплата не сопоставима даже с продавцами-кассирами и охранниками. Но заработок можно немного повысить, если соответствовать некоторым критериям. Например, не иметь двоечников или, напротив, иметь большой процент учащихся на «4» и «5». Очевидно, что такие критерии стимулируют учителя натягивать тройки и оценивать знания учеников немного выше, чем есть на самом деле.
Такой подход учителей к оцениванию учеников радует региональных и муниципальных чиновников, которые соревнуются между собой по этим показателям. Однако это не мешает им проводить очень много различных проверок знаний, которые, на мой взгляд, только мешают получению знаний учениками, так как из-за проверок пропадают уроки.
Кроме «живых» проверок, учителей загружают огромным количеством разнообразных отчетов, которые являются обязательным условием работы. Об этом уже сказано и написано много. Но пока лед не тронулся.
Если же рассмотреть самый нижний уровень управления, то директора школ тоже заинтересованы прежде всего в отчетности, которую сдают наверх. Показателей там много. Очень много. Но основной критерий все же успеваемость. И директора школ разными способами принуждают учителей ставить тройки (на учительском сленге это звучит – «нарисовать»).
Пример из собственной практики школьного учителя математики. У меня была ученица 9-го класса, которая и на «два» не тянула. Поставил ей двойку в четверти. Что получил? Во-первых, недовольство директора и большей части педагогического коллектива. Во-вторых, бесплатные для меня индивидуальные занятия с ученицей в каникулы. В-третьих, получил бы еще снижение «великой» зарплаты, если бы во второй четверти не «нарисовал» ей тройку. Полагаю, что мой случай довольно типичен.
Перейдем к дескриптивной части системы (учителям, ученикам, родителям). Учитель, если не хочет проблем, будет «рисовать». И не надо пафосной риторики про высокое самосознание, идеалы и долг. Это все есть, но в элитных и частных школах.
Наш же рядовой учитель в рядовой школе – это малооплачиваемое загруженное отчетами существо, работающее на полторы-две ставки (на одну не выжить). Если в 8.00 вы видите на улице человека, понуро бредущего на работу, то это скорее всего учитель. Интерес его состоит в том, чтобы просто выполнить всю свою работу и не умереть.
Ученики прекрасно чувствуют ситуацию. И просто уверены, что из класса в класс их переведут – практически при любом уровне знания. А сами знания? А зачем? Ведь есть гаджеты, уже заменившие детям и энциклопедии, и книги, и учебники.
Последнее звено в этой цепи – родители учеников. Здесь можно наблюдать разнообразие, но основные направления родительской заботы очевидны. Ответственные родители понимают школьные проблемы и нанимают репетиторов своим детям чуть ли не с первого класса. Безответственные родители вообще не интересуются образованием своих детей.
А большинство мам (да и пап) считают, что школа им должна. И учить. И воспитывать. И при каждой сложной ситуации жалуются. Не в школу. Выше. Тем самым чиновникам, которые дрожат за результаты. И «прилетает» снова в школу. Сначала директору. Потом учителям. И учителя прогибаются. Но проблему качества образования и воспитания это никак не решает.
Хочу закончить статью словами из басни Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука». А как иначе?
комментарии(0)