0
5870
Газета Я так вижу Печатная версия

02.02.2022 18:02:00

Дистант губит в студентах исследовательское начало

Без эмоционального вовлечения в учебный процесс хорошего результата не получится

Елена Чилингир

Об авторе: Елена Юрьевна Чилингир – заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Российского нового университета (РосНОУ), кандидат культурологии, доцент.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, омикрон, карантин, дистанционное обучение, вовлеченность, исследовательское начало

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, омикрон, карантин, дистанционное обучение, вовлеченность, исследовательское начало Одна из проблем дистанционного обучения – отсутствие эмоционального вовлечения студентов в процесс исследования. Фото РИА Новости

Нет, мне кажется, ни одного преподавателя, которого пандемия бы не заставила перестроиться. Нет ни одного учебного заведения, где карантин не внес бы коррективы в учебный процесс. С вводом ковидных ограничений быстро произошел переход на дистанционный формат работы. И учебный процесс, по крайней мере в нашем университете, наладился быстро. И вроде все как обычно: студенты слушают лекции, выступают на семинарах, выполняют задания, сдают экзамены и зачеты.

Посещаемость в дистанционном формате стала лучше, особенно на заочной и вечерней формах обучения. Ребята подключаются прямо с работы – а именно работа была основной причиной пропусков занятий.

Но вот в чем проблема: в очном формате включение в процесс обсуждения происходит почти автоматически. Подключиться к учебному процессу, находясь в аудитории, проще, чем в дистанционном формате. Дома легко отвлекаешься, и приходится прикладывать усилия, чтобы удерживать внимание на мониторе в течение всего занятия.

Обратная сторона возможности подключения к занятиям из дома – падает вовлеченность обучаемого. Частенько звучит такая просьба: «Можно я сейчас выступлю? У меня есть пять минут». С одной стороны, хорошо, что студенты готовятся к занятиям и могут лаконично представить свою работу, с другой – они редко слушают друг друга, есть другие приоритеты.

К тому же университетская жизнь – четыре года! – не сводится только к получению знаний. Это еще и формирование личности, развитие когнитивных способностей. В аудитории знания передаются не только от преподавателя, но и от студента к студенту. Стоит одному понять, как нужно правильно делать задание – и группа умнеет на глазах!

Парадоксально, но в аудитории студенты чувствуют себя в большей безопасности, чем наедине с монитором. Они не боятся высказывать свое мнение, спорные суждения на актуальные темы. На дистанционном семинаре может быть иначе.

Другая часто встречаемая ситуация. Я, слушая тишину, переспрашиваю: «Вы понимаете, что я имею в виду?» – «Мы понимаем, просто вслух говорить не хотим», – звучит мне в ответ. Когда люди не видят реакции друг друга, возникает психологическая сложность – выступления сводятся к череде монологов. В аудитории, где все находятся в едином пространстве, реплики возникают легко. В онлайн-системе каждая реплика – ответственное высказывание. Не все готовы к этому.

Еще одна проблема дистанционного формата – резкое сокращение возможности общаться вне рамок учебного процесса. Раньше мы со студентами ездили на конференции, проводили совместные исследования. Это очень обогащало и меня, и их.

Помню, как в 2018 году мы ездили на конференцию по рекламе и связям с общественностью в Санкт-Петербург. Три преподавателя и 21 первокурсник. Это, конечно, меньше половины курса, зато самые активные ребята. Они не просто слушали выступающих, а писали репортажи о происходящем, делали фото и каждый вечер высылали материалы с конференции для сайта университета, то есть тренировали профессиональные навыки пиарщика.

В дистанционном формате участие в конференции во многом формально, сведено к зачитыванию докладов. Есть список выступающих, есть ведущий, преподаватель, который объявляет, кто следующий и с какой темой. Опять последовательность монологов. Участники вопросов не задают. Слушают ли они вообще другие выступления?

Очень тяжело стало вовлекать студентов в совместные исследования. В аудитории они стараются не только для меня, но и друг для друга. Ищут интересные, необычные материалы, каждое выступление вызывает дискуссию, обсуждение позволяет прийти к неожиданным выводам. Два примера для сравнения.

В 2019 году мы провели два исследования: «Молодежный сленг – 2019» и «Система прецедентных текстов современной молодежи». Ребята с интересом слушали выступления, старались не повторяться в своих сообщениях, как-то выделиться на фоне других. Дискуссия давала каждому обратную связь, оценку его материала. Потом проходило голосование, которое показывало, затронул выступающий массовое явление или скорее исключение. Результаты были представлены на конференции и опубликованы в научном сборнике. «Елена Юрьевна, мы так рады, что у нас все получилось!» – эмоционально реагировали студенты.

В 2020 году мы провели коллективное исследование «Лидеры мнений современной молодежи» в дистанционном формате. Ребята прислали свои работы, выступить не было возможности, а может, и желания. Собрать группу дистанционно вне расписания практически невозможно. Получилось лоскутное одеяло из кусочков отдельных исследований, работы повторялись, выполнялись формально.

Конечно, результат такого дистанционного исследования тоже можно скомпоновать и проанализировать. Но нет эмоционального вовлечения ребят в процесс исследования. А ведь цель таких исследований не столько научный результат, сколько вовлечение студентов в науку. Дистанционно своего вклада в общее дело они не чувствуют, поэтому работают без огонька.

Постепенно угасает огонек и у преподавателя. В конце 2020 года ушли опытные преподаватели, которые прекрасно вели занятия в очном формате, но так и не смогли перестроиться на дистанционный. И их нельзя осуждать, попробуй перестройся в 65+. Им на смену пришли молодые преподаватели-практики, которые прекрасно вписались в новую реальность. Повысились практичность и актуальность знаний. Но в ущерб системности. Конечно, новые преподаватели получат опыт и ситуация выправится, но на это потребуется время.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
33154
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8534
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2697
По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

0
4888

Другие новости