На фото встреча Михаила Мишустина с губернатором Воронежской области Александром Гусевым. Фото сайта government.ru
В 2021 году федеральное правительство под руководством Михаила Мишустина продолжило формирование системы отношений с органами региональной власти, позволяющей решать как актуальные проблемы, прямо или косвенно связанные с периодом пандемии, так и стратегические задачи. Отладка отношений между Центром и регионами соответствовала складывающейся в соответствии с новым законодательством системе единой публичной власти, предполагая поддержку регионов, сотрудничество с ними и создание рычагов контроля и влияния.
Ключевым системным решением прошлого года стало введение кураторства вице-премьеров над федеральными округами. Если прежде эта практика относилась лишь к отдельным федеральным округам, то теперь она стала всеобъемлющей. Важно отметить, что речь шла не просто о распределении федеральных округов между вице-премьерами, но и о постановке задач в логике стратегического планирования. В регионах проводился отбор приоритетных проектов, определялись направления, позволяющие достичь ключевых целей социально-экономического развития субъектов Федерации. Вице-премьеры теперь активно участвуют во взаимодействии правительства и регионов, играя в нем важную связующую роль.
Одним из приоритетных направлений в региональной политике федерального правительства оставалось здравоохранение. Эта сфера по понятным причинам находилась на постоянном контроле. Принимались решения о выделении средств на те или иные проекты и социальные выплаты медикам, что стало уже сложившейся практикой начиная с 2020 года.
В поисках инвестиций
При решении стратегических задач, позволяющих обеспечить экономический рост в стране и ее регионах, в центре особого внимания правительства находится инвестиционная политика. Стимулирование роста инвестиций в регионах и создание благоприятного инвестиционного климата нашли отражение в целом ряде как принципиально новых, так и более традиционных решений. Одной из новаций становится внедрение региональных инвестиционных стандартов, позволяющих на качественно новом уровне организовать работу с инвесторами. В 2021 году для этого были определены первые 12 пилотных регионов, далее их список будет расти. В вопросах регионального развития подчеркнутая ставка сделана на инновации. В частности, в регионах расширяется сеть инновационных научно-технологических центров, число которых достигло восьми. Появляются новые точечные проекты, такие как Национальный центр физики и математики в Сарове. Запускается процесс строительства новых университетских кампусов.
Среди более традиционных решений отметим вновь возросшее внимание правительства к созданию особых экономических зон, появившихся в ряде новых регионов (Ивановская, Новгородская, Оренбургская, Смоленская области). Неоднократно принимались решения о расширении существующих территорий опережающего развития. В повестке дня правительства постоянно находились вопросы облегчения деятельности инвесторов, работающих на разного рода «особых» территориях. В частности, были упрощены критерии отбора резидентов Свободного порта Владивосток, смягчены требования к промышленным кластерам. Правительство регулярно выделяло средства на инфраструктуру преференциальных экономических режимов.
Инфраструктурные проекты в числе приоритетных
Наряду с инвестиционной политикой важным приоритетом правительства является инфраструктура. Учитывая ее огромное значение для России, правительство приняло меры по стимулированию ускоренного строительства инфраструктурных объектов – как поистине гигантских, так и имеющих локальное значение. Ключевым инструментом стало выделение регионам инфраструктурных кредитов, в том числе посредством конкурсного отбора. Здесь правительство сумело в очень сжатые сроки организовать работу с регионами, итогом которой оказалось одобрение более 200 проектов, включающих свыше 600 конкретных объектов. Реализация этих проектов начинается в подавляющем большинстве субъектов РФ, что подчеркивает масштаб процесса. Ставка сделана на транспортную и инженерную инфраструктуру, отчасти также на инфраструктуру социальную и туристическую. Среди прочего важно отметить запуск строительства метро в ряде крупных городов, где этот вопрос откладывался годами. Наряду с инфраструктурными кредитами стартовал процесс отбора проектов, реализуемых с использованием механизма инфраструктурных облигаций, где акцент сделан на ЖКХ. В целом подчеркнутое внимание было уделено стимулированию жилищного строительства, где есть и традиционные направления (строительство инфраструктуры, расселение из ветхого и аварийного жилья), и новые (например, совершенствование программы «Дальневосточная ипотека»).
Решение вопросов транспортной доступности стало переводиться на более системный и лучше организованный уровень. Как раз в этой логике была утверждена новая Транспортная стратегия России до 2030 года. Подчеркнутым вниманием правительства пользуются крупные проекты, позволяющие как расширять экспорт, так и развивать транзит между Европой и Азией. В частности, при принятии решения о расширении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры приоритет был отдан сибирским и дальневосточным территориям и в особенности Восточному полигону РЖД. К вопросам внутренней транспортной доступности и международного транзита имеет отношение и масштабный план развития автодорожной сети, где главным проектом является сейчас скоростная трасса М-12 Москва–Казань. А тем временем к социально очень значимым вопросам относилось принятие решений о субсидировании пассажирских авиаперевозок, главным образом в отношении Дальнего Востока.
С учетом растущей роли внутреннего туризма его стимулирование в регионах стало еще одним приоритетом. С этой целью была утверждена государственная программа развития туризма до 2030 года, появилась специальная корпорация «Туризм. РФ», занимающаяся проектами в очень многих регионах страны. На этом направлении возникли свои новые и интересные идеи, такие как разработка национальных туристических маршрутов и объединение усилий соседних субъектов в рамках туристских макротерриторий.
К регионам ищут индивидуальный подход
Региональная политика сейчас четко и понятным образом организована правительством на трех территориальных уровнях.
Во-первых, ведется постоянная работа по приоритетным макрорегионам. В центре особого внимания находится Арктика, в отношении которой была утверждена государственная программа ее социально-экономического развития и определены проекты для государственной поддержки. В отношении уже более привычного Дальнего Востока принималось множество точечных решений, но были и свои новации, такие как запуск механизма дальневосточной концессии и подготовка масштабного решения об особом экономическом режиме на Курилах. Для Северного Кавказа рассматриваются модели экономического развития его регионов, а также произошла реорганизация институтов развития с созданием корпорации «Кавказ. РФ». Для Крымского полуострова уточнен режим свободной экономической зоны, а также решаются приоритетные вопросы водоснабжения, сельского хозяйства и туризма, дорожного строительства.
Во-вторых, правительство проводит индивидуальную работу с отдельными регионами. В прошлом году началось расширение списка из определенных ранее проблемных регионов, в отношении которых действуют свои программы социально-экономического развития (к прежней десятке добавились Астраханская область и Мордовия). Свои «особые» программы получили и некоторые другие регионы с учетом специфики их проблем. Так, Забайкальский край обладает теперь программой ускоренного развития, а для сырьевых Кемеровской области и Республики Коми приняты планы диверсификации их экономики. При этом Кузбасс, не являясь отстающим, но будучи очень сложным регионом, имеет теперь и собственную программу социально-экономического развития.
Уже привычным элементом в работе правительства с регионами стали поездки Мишустина, который посещает в среднем по два региона в месяц, что уже говорит само за себя. При этом поездки премьера в регионы фактически стали отработанным механизмом сотрудничества и поддержки, чего ранее в России никогда не было. По итогам поездок всегда принимается список поручений главы правительства, определяются приоритетные направления и проекты, выделяются средства на их реализацию. При этом особое внимание уделяется социальным проектам, особенно в сфере здравоохранения.
Разумеется, на региональном уровне правительство решает и множество точечных вопросов. В основном в течение прошлого года в центре внимания были строительство и реконструкция медицинских учреждений, спортивные объекты, автомобильные дороги, жилищно-коммунальная инфраструктура и т.д. Наряду с этим правительство продемонстрировало способность оперативно помогать регионам при чрезвычайных ситуациях, а их было немало – это и лесные пожары, и паводки.
В-третьих, часть решений правительства относится и непосредственно к муниципальному уровню. В частности, появились программы комплексного развития таких городов, как Норильск и Дербент. Большое внимание уделялось городской экологии в рамках проекта «Чистый воздух», предусматривающего закупки экологически чистого городского транспорта. Позитивным процессом стало увеличение числа городов с благоприятной городской средой, параметры которой тоже стали упорядоченными и тем самым контролируемыми.
Общим итогом работы правительства с регионами за последние два года следует признать последовательность и способность к самосовершенствованию. Правительство выстраивает целенаправленную работу, где главной целью является польза, которую отобранные и поддержанные проекты приносят территориям. Оно продемонстрировало способность сочетать реагирование на форс-мажорные обстоятельства пандемии и стихийных бедствий с разработкой и поэтапной реализацией стратегических задач. И первые результаты в виде улучшения региональных финансово-экономических показателей уже говорят сами за себя.
комментарии(0)