Иллюстрация Pixabay.com
Ситуация, сложившаяся вокруг двух законопроектов о введении QR-кодов, весьма примечательна с точки зрения публичной внутренней политики. Очевидно, что сам факт введения кодов требовал введения его в правовое поле – такого термина применительно к людям в отечественном законодательстве нет и поэтому вводимые в регионах ограничения, с кодами связанные, имеют под собой весьма шаткие основания. Условно-«европейский» путь с «гринпассами» всех сортов требовалось перевести из разряда губернаторского самоуправства в разряд действующих законов. Собственно, когда данные законопроекты были анонсированы, вплоть до сроков их действия – мало кто сомневался, что они будут приняты. Не потому, что QR-коды нужны, а потому что законопроекты такого рода попросту не могут не принять.
Однако, как показало время, аналитики серьезно ошиблись. В декабре был снят с рассмотрения законопроект о кодах на транспорте, а 14 января анонсировано снятие и второго проекта – по кодам в общественных местах. Витиеватая фраза вице-премьера Татьяны Голиковой «в условиях высокой неопределенности развития эпидемиологической ситуации выработали … решение о целесообразности отложить рассмотрение законопроекта во втором чтении» ситуацию отнюдь не прояснила. Складывается ощущение, что для штамма «омикрон» требуются какие-то другие коды, в отличие от «дельты».
Довольно логичное объяснение происходящему дал итальянский портал Prima Pagina еще в конце прошлого года: «Российские власти тщательно учитывают европейский и международный опыт, где принятие Green Pass не кажется эффективным для снижения распространения инфекций, но в то же время наносит серьезный ущерб туристическому сектору и ставит под угрозу стабильность небольших компаний. Подход, который сегодняшняя Россия не может себе позволить, потому что он разорит многие малые и средние предприятия, открыв путь к росту безработицы и социальной напряженности». Прошедшие с момента публикации три недели данный тезис в целом подтверждают – во всех странах, установивших жесткую систему Green Pass, фактически изолирующую непривитых и непереболевших от общества – речь о Франции, Германии, Австрии и Италии – идет рекордный рост заболеваемости при постоянно падающей смертности. Это позволяет с осторожностью предположить, что вирус постепенно мутирует в сторону меньшей летальности, превращаясь в очередное сезонное ОРВИ. При этом вводимые ограничения вопроса с уменьшением заболеваемости не решают, а лишь создают дополнительную нагрузку на население в целом и экономику в частности.
Возникает закономерный вопрос – а для чего, в таком случае, вообще вносились законопроекты о кодах, если их неэффективность видна невооруженным глазом? Если посмотреть статистику оперштаба, то мы увидим, что с начала ноября, когда появились первые утечки информации о готовящихся законопроектах, прививку от CoVid в России сделало около 15 млн человек, увеличив темпы вакцинации примерно до 400 тысяч человек в день. Причина очевидна – люди точно так же считали, что вопрос о принятии законопроектов уже фактически решен, а продолжать жить и работать как-то надо. По оценке политолога Станислава Белковского, это, помимо прочего, позволило спасти до 350 тысяч жизней. С данной оценкой можно соглашаться или нет, но факт рекордного темпа роста доли вакцинированного населения остается фактом. Безусловно, за время новогодних праздников темпы вакцинации снизились, однако есть основания полагать, что в ближайшее время они опять начнут расти.
Таким образом, власть в довольно сжатые сроки решила сразу несколько проблем. Во-первых, увеличила долю привитого населения и, тем самым снизила нагрузку на здравоохранение. Во-вторых, получила фидбек от населения и от регионов. Сразу скажем – фидбек по большей части негативный. Долю людей, выступающих против кодов, политологи оценивают в 70-80% (что, отметим, не мешает им прививаться).
Подобный коварный, простите – QRный план с законопроектами, которые никто, по всей видимости, и не собирался принимать, позволил объективно оценить ситуацию и скорректировать анти-ковидную политику в целом, не наступая лишний раз на европейские грабли. Опыт локального введения кодов в ряде регионов России показал не только полную неэффективность, но нанес серьезный удар по малому и среднему бизнесу (так, выручка предприятий общественного питания практически везде, где были введены коды, упала на 80-90%), а также усилил социальную напряженность.Смягчающие же заявления о том, что, помимо переболевших, привитых и имеющих ПЦР-тест, к «свободным» людям будут причислены и те, кто переболел неофициально либо привит иностранными вакцинами – просто по факту наличия антител, позволяют предположить, что ставка сделана на скорейшее сворачивание ковидной истории под предлогом получения страной коллективного иммунитета. Не только от вируса, замечу, но и от глобального психоза, с ним связанного. Что ж, авторам этой спецоперации можно поставить твердую пятерку в дисциплине «византийская интрига», а нам – порадоваться за сохранение здравого смысла.
комментарии(0)