Графика freepik.com
В сентябре 1960 года на одном из заседаний Национальной ассамблеи народной власти тогдашний кубинский руководитель Фидель Кастро произнес пламенную речь в поддержку развития связей не только с Советским Союзом, но и с Китайской Народной Республикой. При этом он обратился к участникам заседания с просьбой проголосовать в поддержку установления между Кубой и КНР официальных дипломатических отношений. И все участники форума единогласно высказались «за». В том же году Куба стала первой латиноамериканской страной, которая установила дипотношения с Китаем после образования КНР.
После развала СССР, когда на Кубе настали трудные времена, Китай оказался одним из немногих государств, которые продолжили оказывать помощь кубинцам. В 1993 году тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь нанес визит на Кубу, который Фидель Кастро назвал высшим проявлением братской дружбы.
С тех пор кубинско-китайские отношения стремительно развиваются. В частности, после подписания ряда соглашений Китай взялся помогать Кубе модернизировать ее экономику, прежде всего нефтеперерабатывающую, сельскохозяйственную и энергетическую отрасли, предоставлять кредиты для развития транспортной инфраструктуры и активно инвестировать в добычу никеля и нефти. Начало развиваться военно-техническое, а также сотрудничество по линии спецслужб. КНР предоставила Гаване оборудование с целью глушить вещание недружественной кубинскому режиму радиостанции «Радио Марти». Было подписано соглашение о создании на Острове свободы китайского центра радиоперехвата и слежения за иностранными спутниками. Ряд зарубежных экспертов подозревают, что китайцы, кроме того, используют в разведывательных целях инфраструктуру бывшего советского радиолокационного разведывательного центра «Лурдес», а также владеют не так давно построенным суперсовременным объектом РЛС в кубинском городе Бехукаль.
11 июля на Кубе вспыхнули невиданные за всю новейшую историю этой страны волнения. Население вышло на улицы в знак протеста против хронической нехватки продуктов питания и предметов первой необходимости. Но вскоре протесты затихли, так и не получив продолжения, намеченного на 15 ноября, когда кубинская оппозиция планировала провести так называемый Гражданский марш за перемены. И не последнюю роль в этом, как считают ряд американских экспертов, сыграл Пекин. Ведь именно китайские компании оказывают помощь Кубе в развитии телекоммуникационной инфраструктуры и создании инструментов жесткого контроля за ней со стороны властей.
По утверждению эксперта Центра стратегических и международных исследований (США) Ивэна Эллиса, для освещения событий на острове кубинская оппозиция использовала соцсети. Однако кубинские власти оперативно и весьма умело перекрыли ей кислород, лишив связи через интернет и сотовые телефонные сервисы с остальным миром. По мнению Эллиса, своим опытом контроля за интернетом и мобильной связью с Гаваной поделились китайские компетентные структуры.
Известный своей антикубинской риторикой американской сенатор Марко Рубио еще в середине июля, когда начались протесты на Кубе, предсказывал, что «кубинский режим очень скоро заблокирует интернет и сотовую связь». При этом Рубио сослался на технические возможности, которыми кубинцев обеспечил Китай.
По данным шведских специалистов, для фильтрации интернета на Кубе власти применили программное обеспечение, разработанное компанией Huawei. Эта же компания в 2000 году заключила с Гаваной контракт на прокладку на острове сети оптико-волоконных кабелей. А такие китайские компании, как ZTE и TP-Link, стали курировать вопросы, связанные с обеспечением точек доступа в интернет.
Вместе с тем, по мнению руководителя онлайн-ресурса Geopolitical Futures Джорджа Фридмана, КНР оказывает Кубе помощь не только из благодарности за шаги Гаваны навстречу Пекину в 1960-е годы. Китай прекрасно понимает геостратегическую важность Кубы. Остров свободы может рассматриваться им в качестве плацдарма для проведения в жизнь своей политики в Южном полушарии и осуществления разведдеятельности в отношении США.
Активность китайцев на Кубе, включая их возможную помощь в нейтрализации оппозиции, вызывает раздражение Вашингтона. И хотя эксперты подчеркивают, что их точка зрения не отражает официальную позицию США, они настаивают на принятии Вашингтоном, учитывая важность проблемы для американских национальных интересов, срочных мер против доминирования Китая в кубинской телекоммуникационной индустрии.
комментарии(0)