Фото Reuters
«Оживший демон прошлого». Примерно так можно охарактеризовать проблему, с которой столкнулась Германия в уходящем году. Имя ей – инфляция. В последние месяцы она демонстрирует темпы, принимающие угрожающие масштабы.
Согласно данным Федерального статистического ведомства Германии, в ноябре потребительские цены выросли на 5,2% в годовом выражении, что является самым высоким показателем с 1992 года (тогда рост составил 5,8% годовых). При этом по сравнению с 2020 годом инфляция ускорилась более чем в 10 раз – по итогам минувшего года она не превысила 0,5%.
Причиной скачка потребительских цен в Германии является комбинация сразу нескольких факторов, которые можно условно разделить на две группы – внешние и внутренние.
К первым относятся рост мировых цен на энергоносители на фоне ускоренного процесса восстановления мировой экономики после активной стадии пандемии, сохраняющаяся «высокая» ликвидность в мировой финансовой системе как следствие «крайне мягкой» монетарной политики со стороны ведущих центробанков, а также товарный дефицит в результате нарушения (опять же из-за пандемии) глобальных цепочек поставок.
Ко внутренним – отмена в начале 2021 года временного снижения ставки НДС, а также введение как на национальном, так и наднациональном (ЕС) уровнях углеродного налога с производителей.
Все это оказало влияние на домохозяйства в виде заметного роста расходов. Их основной статьей является коммуналка, а конкретно – расходы на отопление. В ноябре стоимость печного топлива увеличилась на 43,2% по сравнению с аналогичным показателем минувшего года. И, судя по всему, это далеко не предел на фоне продолжающегося роста цен на газ в Европе, что заставляет немецкие энергетические концерны корректировать свои тарифы, а экономистов – прогнозы по росту потребительских цен. Консенсус-прогноз годовой инфляции в Германии на текущий год составляет 5,6%.
При этом прогнозы на будущий год также неутешительны. Большинство германских экономистов прогнозируют рост потребительских цен на 2,6–3,2%. При этом многие из них обращают внимание на то, что Европейский центральный банк уже скорректировал свою оценку по инфляции в зоне евро с первоначальных 1,7 до 3,2%.
Инфляционные ожидания растут не только среди экономистов, но и среди населения. Согласно результатам проведенного в середине декабря исследовательской группой Civey опроса, 87% немцев ожидают, что в 2022 году потребительские цены продолжат демонстрировать заметный рост. При этом только 7% респондентов полагают, что этого не произойдет.
Но более наглядным в данном случае выглядит изменение потребительского поведения. По данным Civey, только 13% немцев планируют в ближайшее время совершать крупные покупки, в то время как 73% не намерены этого делать.
Говорить о переходе населения Германии в режим жесткой экономии пока не приходится. Но в случае дальнейшего раскручивания «инфляционной спирали» подобного развития событий исключать нельзя.
Тем более что в коллективной памяти немцев (особенно старшего поколения) не изжит образ «цен-убийц» – гиперинфляции начала 1920-х в Веймарской республике, которая воспринимается как одна из величайших трагедий Германии в ХХ веке.
Инфляционный вопрос является для немцев чрезвычайно чувствительным и в политическом плане. Речь идет об оценке действий властей по борьбе с инфляцией, а также о восприятии политических сил, «разыгрывающих инфляционную карту».
Что касается антиинфляционных мер правительства, то, учитывая тот факт, что нынешний кабинет работает всего месяц, о четкой стратегии пока говорить не приходится. Тем не менее, принимая во внимание, что борьбу с инфляцией в должности федерального министра по делам климата и экономики возглавляет представляющий «Зеленых» Роберт Хабек – активный сторонник увеличения углеродного налога и ускоренного сворачивания традиционной энергетики (в частности, отказа от угольной генерации), что чревато дальнейшим ростом цен на энергоносители, – становится тревожно.
Все это может негативным образом сказаться на имидже не только Хабека и «Зеленых», но и всей правящей коалиции, а также сыграть на руку политическим оппонентам, которые уже демонстрируют желание «оседлать» инфляционную тему. В частности, правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ) уже попытались инициировать в Бундестаге обсуждение чрезвычайных мер по борьбе с инфляцией, заявив о том, что нынешняя ситуация способствует пауперизации населения. Не отстает от АдГ и Левая партия, требующая проведения «налоговой разгрузки потребителей» за счет снижения НДС на топливо.
Пока это всего лишь отдельные голоса, а критика действий правительства по борьбе с инфляцией не выходит за привычные рамки. Однако все может измениться, если инфляционные ожидания продолжат расти. И в данном случае можно ожидать не только усиления критики властей, но и в целом заметной радикализации общественного мнения в Германии. Одним из следствий чего может быть появление политических сил, предлагающих быстрые решения и пробующих проверить на прочность немецкую демократию. И речь в данном случае идет о радикальных маргинальных политических силах, как это в свое время (в конце 1920-х – начале 1930-х) произошло в Германии.
В этой связи хочется верить, что нынешнее правительство осознает всю серьезность ситуации с инфляцией, а самое главное – найдет действенный способ держать инфляционных «демонов» под контролем. Иначе это может быть чревато далеко идущими последствиями, в том числе и для всей политической системы Германии.
комментарии(0)