Педагог на уроке должен быть лидером, главным. Но зачастую это далеко не так. Фото агентства «Москва»
Споры и скандалы, связанные с проблемами школьного образования, не утихают уже много лет. Спорят о разном. Нужно или не нужно отменить ЕГЭ? Как должен учитель одеваться? Насколько объективны оценки? Хороши или плохи учебники? Сколько нужно платить учителям?
Все это важно. И очень актуально. Однако мне кажется, что основной проблемой современного этапа функционирования школьного образования в России является низкий статус учителя в обществе. Попробуем разобраться.
Среднее образование – вещь обязательная. По крайней мере основное среднее образование, которое заканчивается в 9-м классе. Поэтому школа для семей с детьми является очень важной составляющей жизни на протяжении почти десятилетия. Отношения в связке ученик–родитель–учитель исключительно важны для большинства граждан. Особенно если учесть еще бабушек и дедушек.
Казалось бы, управление такой системой не очень сложное. Ученик учится, учитель учит, родители контролируют. Но на практике это не так. Есть несколько объективных причин, которые затрудняют процесс школьного образования.
Во-первых, в школу приходят дети с разными способностями и различными навыками. Кого-то готовят к школе с 3–5 лет. Кого-то не готовят. Кто-то плохо знает русский язык (не секрет, что в российских школах сегодня немало детей трудовых мигрантов). А программа одна для всех. Учитель ориентируется на среднего ученика. А родители сильных и слабых учеников недовольны. Первые тем, что ребенку скучно, а вторые тем, что ребенку сложно.
Во-вторых, в школу приходят дети из разных семей. Дети профессора, повара и проститутки могут учиться в одном классе. Дети алкоголиков, наркоманов, уголовников тоже учатся в этом классе. И привносят в класс свой колорит. Дети состоятельных родителей тоже здесь. Кроме, может быть, детей очень состоятельных родителей.
Неровный в социальном отношении класс – очень большая проблема для учителя. Учитель на уроке должен бы быть величеством, лидером, главным. Но это не так. И маргиналы, и богатенькие детки часто показывают учителю, где его реальное место. А если учитель начинает борьбу, то дети через своих родителей переводят эту борьбу в плоскость, где у учителя нет шансов.
На учителей поступают тонны жалоб. Далеко не всегда объективных. Яжемамы и яжепапы пишут всюду, не покладая рук. И несутся в школу на разборку. Редкий директор школы встанет на сторону учителя. Хотя бы потому, что самого директора легко могут уволить. Без объяснения причин. Таковы правила игры. Дитя может все. Учитель почти ничего.
Таким образом, объективно складывается ситуация, что учитель в обществе отнюдь не величество, а, напротив, ничтожество. В учителя могут плюнуть в буквальном смысле слова. Учителя могут оскорбить матерно. Учителя могут даже ударить. Учитель не может ничего. И какой авторитет у такого человека, презираемого и учениками, и родителями, и чиновниками от образования? О последних – особый разговор.
Мне странно, что некоторые чиновники, ни дня не проработавшие в школе, учат учителей, как надо учить. Но это наша реальность. Учитель сегодня не герой, а раб на галерах, получающий удар хлыстом за каждую провинность, которую заметит надзирающий орган. И это третья причина, по которой у нас учителей так мало уважают. Забитые и затравленные, замученные нехваткой времени и денег, понуро бредут учителя на свои уроки и пытаются сеять разумное, доброе, вечное. Но не всегда получается.
Подведу итог. Разруха не в министерствах и ведомствах. Разруха в головах. Можно отменить ЕГЭ. Можно упразднить Рособрнадзор. Можно разделить министерства (как уже было) и можно слить их снова. Но эти и любые другие административные действия вряд ли приведут к результату, пока сами граждане не научатся уважать учителей и не научат этому своих детей. Это проблема общества. И только обществу под силу ее решить.
комментарии(0)